Оклады Евангелий: от древности до современности

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность. Каждую писали и  художественно оформляли вручную. Самыми значимыми в древности были составные книги Библии, которые были доступны для обозрения и почитания верующими и, в особенности, богослужебные Евангелие и Апостол. Поэтому их оклады украшали в соответствии с тем духовным богатством, которое они содержали внутри. Книги переплетали кожей и дорогими тканями, украшали слоновой костью, эмалью, драгоценными камнями и жемчугом, пластинами и деталями из драгоценных металлов.

Памятники древности

О первом большом заказе на дорогие богослужебные книги мы знаем из «Жизнеописания Константина», составленного историком Евсевием Кесарийским. Около 331 г. равноапостольный император решил обеспечить священными книгами все возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергаменте тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Автор жития упоминает, что эти книги были «роскошно переплетены».

К сожалению, эти богато украшенные издания не сохранились. Но даже взглянув на древнейшие из дошедших до нас Евангелий можно отметить, что уже тогда в Византии и на Западе изготавливались оклады, ни в чем не уступающие по великолепию современным, а порой и более изысканные. При их создании использовали похожие ювелирные техники и украшения, на них изображали подобные сюжеты и образы. Древнейшее из Евангелий, сохранившихся в драгоценном переплете, датируется VII в. Оно принадлежало королеве лангобардов Теоделинде. Золотой оклад украшен драгоценными камнями, эмалью по скани и четырьмя камеями. Центральное место занимает крест с расширяющимися концами.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-2

Еще одним из самых известных западных памятников искусства является богато украшенный оклад переплета Евангелия из Линдау. Рукопись названа в честь Аббатства Линдау (Германия) и содержит тексты четырех Евангелий. Изысканно украшенный оклад должен был вызывать у христиан благоговение и трепет к самой священной рукописи. Интересно, что отдельные части книги создавались в разное время и в разных местах, заметно и различие в их исполнении.

Задняя крышка оклада была изготовлена недалеко от Зальцбурга (Австрия) в 750–800 гг. Главное украшение здесь – крест, расширяющийся к концам. Для украшения использованы элементы из позолоченного серебра и камни (топаз, гранат). По углам позднее были прикреплены четыре медальона с изображениями евангелистов, изготовленные в 1594 г.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-3

Передняя крышка была создана около 870–880 гг., а сама рукопись – еще на 10 лет позже. Эта часть выполнена из золота и украшена большим количеством полудрагоценных камней. Кстати, они умышленно немного приподняты над поверхностью и закреплены на «лапках» для создания особого свечения при попадании под камни света. Центральный элемент оклада – Распятие. Однако в этой сцене Христос изображен не страдающий, а как бы торжествующий. Сюжет крестного страдания Христа появится на окладах немного позднее.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-4

В качестве украшения переплетов также широко использовали слоновую кость, вырезая из нее специальные накладки.

«Pax» Герцога Урсу. 752 г.
«Pax» Герцога Урсу. 752 г.

Оклады Евангелий в русском искусстве

От Византии традиция богатого украшения богослужебных книг перенимается и на Руси. Одним из ранних примеров русского окладного искусства является серебряный переплет «Евангелия Федора Кошки» 1392 г. При его создании использовалось множество сложных техник: позолота, гравировка, литье, скань, зернь. Кроме прочего, этот оклад отличается наличием на нем большого количества образов: Господа, Богородицы, апостолов и евангелистов, ангелов, святых.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-6

Согласно сохранившимся образцам, можно отметить, что если вначале на окладах Евангелия традиционно центральным сюжетом было Распятие или крест, то со временем появляются и несколько других определенных образов. Чаще всего это Господь Вседержитель, Воскресение Христово или Сошествие во ад, реже Крест Голгофа, Пресвятая Богородица.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-7

Черпая вдохновение в Византийских образцах, для переплетов Евангелий русские мастера использовали кожу, бархат и другие ткани, пластины и декоративные элементы из дорогих металлов, драгоценные камни. До нас дошел ряд замечательных образцов, созданных на Руси в период XV-XIX вв.

Золотой оклад напрестольного рукописного Евангелия. Украшен чеканкой, эмалью по скани, чернью и драгоценными камнями. Москва. 1571 г.
Золотой оклад напрестольного рукописного Евангелия. Украшен чеканкой, эмалью по скани, чернью и драгоценными камнями. Москва. 1571 г.

Как создают оклады для Евангелия в наше время

Конечно, каждое подобное произведение церковного искусства подразумевает значительный труд мастеров, высокую стоимость и элитарную доступность. В настоящее время технические возможности позволяют создавать искусные оклады легче и в более краткие сроки, хотя многие элементы по-прежнему могут выполняться только вручную. Но не менее важным остается придание богослужебным изданиям особого убранства, чтобы, как и многие века назад, верующие благоговели перед ними, как перед святыней.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-9

Оклад для Богослужебного Евангелия

В мастерской цветных металлов Свято-Елисаветинского монастыря уже более 14 лет трудятся талантливые художники, химики и ювелиры. Постоянно совершенствуясь в мастерстве, они создают церковную утварь и оклады для богослужебных книг. Некоторые из техник XIII вв. применяются до сих пор: гравировка, чеканка, литье, филигрань, ковка из серебра. Для создания уникальных изделий используются и относительно новые – гальванопластика, травление, электрохимические металлообработки. Также мы не уходим от древней практики украшения окладов полудрагоценными камнями, декорированием кожей, бархатом. И в целом при создании любой церковной утвари стремимся сохранять те традиции, которые были сформированы многими поколениями христиан до нас.

С момента появления рукописей, которые стали собирать в книги, люди задумались о переплетах. Их предназначением было уберечь важные записи от повреждений. Книги имели высокую ценность.-10

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ