Что слушали в СССР? 15 пластинок-миньонов с зарубежными хитами, выпущенные фирмой «Мелодия»

7,6K прочитали

Продолжая отмечать 60-летие фирмы «Мелодия», предлагаю вспомнить ещё один формат, который позволял слушателям в СССР познакомиться с разнообразной иностранной музыкой. Речь о миньонах — пластинках диаметром 17,5 см, на которых обычно помещались от трёх до пяти песен.

Продолжая отмечать 60-летие фирмы «Мелодия», предлагаю вспомнить ещё один формат, который позволял слушателям в СССР познакомиться с разнообразной иностранной музыкой.

В СССР долгоиграющие альбомы востребованных западных исполнителей выпускались редко. Спрос отчасти помогали удовлетворить скромные на вид, но временами очень ценные миньоны. Пусть в плохоньком конверте, в грустном качестве и с недостоверной сопутствующей информацией (а нередко и вовсе без оной), но эти пластинки служили для многих дверцей в мир новой музыки и во многом задавали вкусы.

«Поёт Том Джонс» (1969)

Один из ранних миньонов «Мелодии» приглашал слушателей оценить энергию и харизму неутомимого шоумена Тома Джонса. Первой на пластинке шла положенная на музыку, мощнейшая по драматизму история убийства из ревности «Delilah», в переводе — «Лайла». На русском языке этот хит также вышел в исполнениях Эмиля Горовца и Муслима Магомаева.

«В современных ритмах» (1971)

Пластинка с нейтральным названием «В современных ритмах» — мини-сборник, составленный из песен европейских звёзд. На миньон попали хиты ирландского певца Джо Долана («Какая ты красивая») бельгийского шансонье Сальваторе Адамо («Маленькое счастье») и выше упомянутого Тома Джонса («Настоящая леди»).

Но, пожалуй, главным хитом стала песня-«открывашка» «Прости меня, Сюзанна» в исполнении британской группы The Hollies. Менее искушённые слушатели даже принимали мелодию за битловскую: уж очень красиво звучит!

«Певцы Леса Хамфри» «Мексико» (1972)

Что ещё за лес, из которого вышли эти весёлые певцы, словно стрелки Робина Гуда? На самом деле никакого леса не было, а был основатель гамбургского вокального ансамбля Les Humphries Singers Лес Хамфрис. Под его руководством группа, набранная из певцов из разных стран, выпускала беззаботные песни и даже представляла Германию на конкурсе «Евровидение».

Танцевальный номер «Мексико» мгновенно задаёт приподнятое настроение всем присутствующим, грустить под него точно не получится. Кстати, среди вокалистов «Певцы Леса Хамфри» обозначились будущий вокалист Uriah Heep Джон Лоутон и будущая звезда Boney M Лиз Митчелл.

«Вокально-инструментальный Ансамбль Боба Каллачана» (1974)

С помощью этого миньона многие слушатели получили возможность познакомиться с одним из хитов группы Slade — пусть и через вторые руки, но в звучании, близком к оригинальному. Эпохальная «Cuz I Love You» вышла на «Мелодии» именно в этом варианте.

Споры о том, кто такой упомянутый на конверте Боб Каллачан, велись десятилетиями. Версии выдвигались самые экзотические. Между тем, за всеми перепевками стоял итальянский аранжировщик Альберто Балдан Бембо. Именно он в 1972 году выпустил альбом, приписанный The Bob Callaghan «Pop» Orchestra And The Bob Callaghan's Singers, с которого на советский винил перекочевали все четыре песни. Включая и хит Slade, сыгранный почти нота в ноту.

«Вокально-инструментальный ансамбль» (1974)

В 1974 году на прилавках музыкальных магазинов появилась гибкая пластинка в безликом конверте и под ни о чём не говорящим названием «Вокально-инструментальный ансамбль». Глубоко законспирированный релиз не содержал имени артистов ни на конверте, ни на ярлыке пластинки. Лишь названия песен: «Мы вас поражаем», «Серенада», «Лунная ночь» и «Льювен». Догадались, что это была за группа?

Конечно, это были Shocking Blue! На анонимной пластинке вышли три песни из «Третьего альбома» знаменитых голландцев. Причём никакого «Льювена» на второй стороне не оказалось: просто фамилию Робби ван Леувена напечатали на конверте тем же шрифтом, что и названия песен.

«Любовь нельзя купить» (1974)

Фирма «Мелодия» выпустила несколько миньонов «Битлз» (из них, как из конструктора, можно собрать половину альбома «Abbey Road»!) Ещё на одну маленькую пластинку попала песня «Birthday». В эту подборку я предлагаю миньон со странным набором песен разных лет: «Любовь нельзя купить», «Серебряный молоток», «Мадонна» и «Я должен знать лучше».

Хотя бы потому что «Can't Buy Me Love» (она же в народном «переводе» — «Кинь бабе лом») стала одним из гимнов отечественной битломании. Название группы на конверте, кстати, опять же не значилось. В качестве исполнителя был указан тот же дежурный «Вокально-инструментальный ансамбль». Но авторов всё-таки уважили, подписав: Дж. Леннон и П. Маккартни.

«Вокально-инструментальные ансамбли» (1974)

Ещё один неказистый миньон с неопределённым названием и отсутствием названий. На пластинке под названием «Вокально-инструментальные ансамбли» вышли четыре песни. «Когда умру» и «Борьба» были записаны на первой стороне, «Мэри Лонг» и «Великолепный музыкант» — на второй.

Первая сторона была отдана на откуп джаз-року. На неё попали «And When I Die» команды Blood, Sweat & Tears и «Someday» группы Chicago. Зато вторая сторона — целиком и полностью Deep Purple. Две песни из альбома «Who Do We Think We Are» (1973) во всей красе вышли в СССР. Бдительные цензоры даже пропустили строчку «How did you lose your virginity, Mary Long?»

«Линда и Пол Маккартни» (1974)

В 1974 году «Мелодия» побаловала советских меломанов маленькой пластинкой с четырьмя песнями из шедеврального альбома Пола и Линды Маккартни «Ram» (1971): «Сердце деревни», «В пути», «Дорогой мальчик» и «Питайся дома».

«На всех широтах» (1974)

Седьмой выпуск серии «На всех широтах» обернулся именинами сердца для поклонников The Rolling Stones. Набор из четырёх песен открывался незабвенной «Нарисуй это чёрным», а дальше следовали ничуть не менее хитовые «Пока льются слёзы», «Рубиновый вторник» и «Леди Джейн».

«Роллингам» повезло больше, чем «битлам». На твёрдом виниле пластинка была издана под именем группы и с аннотацией на обороте, а в варианте, сошедшем с конвейера Тбилисского завода грамзаписи, на обложку даже поместили фотографию скандалистов-волосатиков.

«Свит» «Солнечные сны» (1975)

Группа Sweet удостоилась от «Мелодии» двух миньонов. Оба содержали материал времён дебютного альбома «Funny How Sweet Co-Co Can Be» (1971). Это был период, когда Sweet ещё исполняли легковесный поп под опекой дуэта сочинителей и менеджеров Майка Чепмена и Ники Чинна. Но вторая песня со второго миньона («Не будь строгой») уже могла сойти за довольно бойкий хард-рок.

Ценители более тяжёлого звучания, у которых в наличии была переписанная плёнка с альбомом «Sweet Fanny Adams», не сразу могли узнать, что их любимые могучие рокеры Sweet и слащавые Sweet с советских пластинок — одна и та же группа.

«На всех широтах» (1975)

Одиннадцатый выпуск серии «На всех широтах» состоял из песен австралийско-британской группы The Bee Gees: «Любить кого-то», «На рудниках», «Праздник», «Никого не вижу». Эта пластинка стала для многих слушателей поводом для знакомства с отличной командой.

«Вокально-инструментальный ансамбль» (1975)

Группе Creedence Clearwater Revival относительно повезло. Их бесконфликтная, мелодичная, доступная музыка выходила в СССР и на отдельных миньонах, и на сборниках, и даже на долгоиграющей пластинке из серии «Архив популярной музыки» уже в 1988 году.

Сложнее всего было с названием: слишком длинном и труднопереводимом. Редакторы «Мелодии» нашли выход, окрестив американскую команду просто «Криденс». А чего мудрить? Впрочем, на некоторых изданиях название группы и вовсе было опущено, указывалось лишь авторство Дж. Фогерти.

Главный хит породил миньон с четырьмя песнями из альбома «Pendilum» (1970). Именно здесь вышла песня «Видел ли ты дождь?», ставшая для миллионов слушателей любимой и родной.

«Иглз» / «Ариэль» «Отель "Калифорния"» / «На Острове Буяне» (1979)

В конце 1970-х среди продукции «Мелодии» появились необычные миньоны-сплиты, на который на одной стороне помещались песни западных артистов, а на второй — советских. Знай наших! Так на одну пластинку попали Элтон Джон и Александр Градский, ABBA и ВИА «Ялла», Queen и ВИА «Смеричка». Что и говорить, неожиданные сочетания!

Культовому хиту «Hotel California» выпала уникальная возможность разделить пространство миньона напополам с ВИА «Ариэль». «На острове Буяне» — хорошая песня, но высоты, конечно, несопоставимые.

ВИА «Смоуки» «Я живу по соседству с Алисой» (1981)

В 1981 году маленькая гибкая моно-пластинка Smokie вышла в СССР в различных цветовых вариантах обложки. Хиты британской команды, записанные с 1976 по 1977 год, нашли в нашей стране благодарных слушателей. Это были «Я живу по соседству с Алисой», «Возвращение в Брэдфорд», «Расскажите об этом» и «Я встречу тебя в полночь».

«Джорджо Мородэр» (1982)

Новое десятилетие — новая музыка! Публика на дискотеках не могла не оценить пластинку с двумя диско-боевиками легендарного продюсера и композитора Джорджо Мородера «Если бы ты не боялся» и «Мне грустно без тебя». Два трека из альбома «E=MC2» прочно прописались в личных хит-парадах советских ценителей авангардной поп-электроники и вообще достойной танцевальной музыки.

После 1983 года «Мелодия» по большей части перешла на выпуск долгоиграющих пластинок, выпущенных по лицензии, а формат миньона постепенно потерял позиции.

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!