Методы интерпретации уголовного законодательства.
Для корректного использования уголовного законодательства необходимо определить его истинный смысл и значение, выявить ключевые юридические аспекты, а также разъяснить слова и понятия, закреплённые в уголовно-правовых правилах. В области юриспруденции существует множество методов и подходов к интерпретации закона. В зависимости от того, какой орган выполняет интерпретацию, различают следующие её виды: аутентическое, официальное, судебное и неофициальное (научное, профессиональное, обыденное).
Аутентическое толкование — это интерпретация, происходящая от органа, который принял данный закон. В России исключительное право на аутентическое толкование принадлежит высшему законодательному органу государственной власти РФ — Государственной Думе. В случае с нормативными актами Уголовного кодекса Российской Федерации,
право на интерпретацию может быть реализовано только в форме принятия федеральных законов, которые вносят дополнения или изменения в существующий УК.
В процессе применения уголовного закона к лицу, совершившему преступление, суд дает свое толкование закона. Это толкование обязательно только для данного конкретного дела. Кроме того, важными являются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного закона. Полномочия на издание таких разъяснений предоставлены Конституцией РФ Верховному Суду РФ. Хотя эти разъяснения не являются источником закона, они обязательны для всех судов, рассматривающих уголовные дела.
Неофициальное толкование закона не обязательно, но оно играет важную роль для правильного его применения.
Научное толкование проводится научными учреждениями (университетами, институтами, академиями, научно-исследовательскими институтами и т. д.), а также отдельными учеными в монографиях, учебниках, статьях, научно-практических комментариях к действующему уголовному законодательству. Этот вид толкования помогает понять содержание и смысл закона, способствует его правильному применению в соответствии с требованиями правовой нормы и волей законодателя.