Найти тему
Ирина Минкина

С широко закрытыми глазами: о русской политической эмиграции

Общество уже в который раз сотрясают споры об Ильине. И в общем-то понятно, почему именно об Ильине. Потому что когда-то наш президент сказал, что читает его тексты. Я так понимаю, что если бы ВВП сказал, что читает Бердяева, то обтрясать стали бы именно Бердяева. 

Однако не собственно об Ильине и его текстах я хотела бы сказать. Тем более что для того чтобы что-то внятное об этом сказать, необходимо как минимум внимательно изучить первоисточник. Я не могу похвастаться глубоким знанием текстов Ильина, поэтому и не могу обсуждать конкретно его материалы. А уж делать это на основе выдранных из контекста кусочков - это в моем случае гарантированно сесть в лужу. Во всяком случае, каждый раз, когда я пыталась заниматься чем-то подобным, то результат был именно таким. 

Но мне кажется, что помимо Ильина как такового наше общество начинает открывать глаза на такое сложнейшее явление 20 века, как русская политическая эмиграция.

До этого момента все эти многочисленные волны нашей эмиграции преподносились в каком-то одном, явно политизированном ключе. От выраженно негативного (в период Союза) - до исключительно идеализированного (после развала Союза).

Широк русский человек, это всё понятно, классиком сказано. Однако же мы вдруг - на примере того же самого Ильина - начинаем осознавать, что русская эмиграция была сложным, противоречивым и не всегда однозначно романтичным явлением. И далеко не все представители уехавшей, скажем, после 1917 года интеллигенции были белыми и пушистыми идеалистами, ностальгировавшими по условному вишневому саду.

Да ничего подобного. И всё было гораздо сложнее, и все были гораздо приземлённее. И далеко не все из эмигрантов - в обиде на большевиков - желали Победы нашей стране в Великой Отечественной войне. Далеко не все.

Кстати говоря, самое забавное, что сейчас некоторых представителей той, царскороссийской эмиграции пытаются ставить нам в упрек… нынешние уехавшие. Которые сами не то что не романтики - а совсем, я бы сказала, не романтики. И как некоторые из тех обиженных на страну желали Победы Гитлеру, так и некоторые из этих мечтают о ядерном пепле на месте современной России и ее стратегическом поражении в противостоянии с Западом. При этом нынешние уехавшие почему-то приписали прежних уехавших именно нам, а не себе. Хотя в общем-то это в большей степени их порядка явление, чем наше. 

Что же касается моего личного подхода, то изучать русскую эмиграцию как явление, безусловно, нужно. Как минимум для того, чтобы в будущем заново не идеализировать людей всем скопом, оптом. Чтобы понимать, что - как любят повторять наши светлоликие - не всё в среде русских эмигрантов было так просто и так однозначно. Но это нужно именно изучать, используя именно научные методы. 

После 1917 года, кстати говоря, обиженных на страну среди русских эмигрантов было не меньше, чем сейчас среди уехавших. И далеко не все из них смогли переступить через свои обиды.

Кстати, тот же Набоков, который (и это надо признать) в революцию потерял всё в России, - он так до конца и не простил это стране. Уехал - и не вернулся. И не он один... 

Русская эмиграция - явление противоречивое и сложное, в любой своей волне. Мне кажется, именно это наше общество должно осознать в первую очередь, в том числе и на примере того же Ильина.