87,2K подписчиков

Как жулики-покупатели обманывают честных продавцов (судьи стали думать по-новому)

224 прочитали

В России законы слишком сильно защищают права потребителей

Приблизительно до 2021 года суды в потребительских спорах вставали исключительно на сторону покупателя, однако в последнее время фраза «Покупатель всегда прав» стала терять свою актуальность.

Суды решили, что на деле это приводит к безобразиям и злоупотреблениям со стороны некоторых бессовестных покупателей. Бизнес от этого страдает. Раньше такие случаи были редкостью, но с развитием интернет-торговли жулики расплодились.

В России законы слишком сильно защищают права потребителей Приблизительно до 2021 года суды в потребительских спорах вставали исключительно на сторону покупателя, однако в последнее время фраза...

Вот самые популярные схемы обмана

Распространенный трюк - ухватить товар по смешной цене из-за технического сбоя на сайте. Например, в 2023 году Верховный суд рассматривал дело, где человек купил кучу вещей на сайте ЦУМа за гроши - в 846 раз дешевле реальной стоимости! Большинство судов сочли это жуликом, но Верховный суд встал на сторону покупателя. Мол, продавец сам виноват, что указал смехотворную цену.

Еще более дико выглядит другой случай. Покупатель урвал телевизор в "Связном" всего за 480 рублей! Суд заявил: раз магазин согласился на эту цену при оформлении заказа, то должен отдать товар и не иметь претензий. 

Конечно, полный бред!

Современный человек легко может отличить настоящую скидку от явной ошибки на сайте. Но судьи предпочитают всегда ставить продавца в ущемленное положение.

Неадекватная компенсация

Другая распространенная схема - после ссоры с магазином требовать неадекватную компенсацию морального вреда или гигантскую неустойку. В 2021 году суд обнаружил прямо-таки театр одного жулика. Получив некачественный товар, он специально указал в претензии не юридический адрес продавца, а адрес торгового центра. Из-за этого фокуса продавец не успел вовремя отреагировать, и жулик потребовал ударную неустойку. Слава богу, судьи его прокололи и наказали.

Игры в ленивого покупателя

Ну и последняя популярная забава - не отдавать товар на экспертизу качества, хотя это твоя обязанность как покупателя. В 2021 году суд разобрался, что мужик отказывался передать импортеру купленный товар, чтобы тот проверил претензии о браке.

Мнения судов изменились и суды все чаще стали говорить о том, что в действиях покупателей имеются признаки недобросовестности (определение Московского областного суда от 21 июня 2023 года по делу № 33-9807/2023).

Увы, такие единичные победы над потребительскими жуликами - скорее исключение. В основном суды принимают сторону любого покупателя, невзирая на все улики его недобросовестности. Очевидно, идея всеобщей защиты слабой стороны договора важнее. Но хоть иногда предприниматели ставят в конец обнаглевших покупателей на место.

Как магазинам - продавцам бороться с жуликами

- Досудебно предлагать мелкие компенсации типа промокодов, чтобы утихомирить жадного покупателя.

- В суде указывать, что покупатель опытный интернет-пользователь, хорошо разбирается в ценах. Возможно грамотный и образованный, так что не мог по ошибке привлечься смехотворной ценой.

- Доказывать, что покупатель - постоянный клиент магазина, видел настоящие цены ранее, но сознательно воспользовался техническим сбоем. 

- Показывать, что ошибочная цена была выставлена не во время обычных сезонных распродаж, когда скидки вполне ожидаемы.

- Если сбой произошел из-за взлома сайта хакерами, доказывать, что формально оферта на продажу по байховой цене от магазина не исходила.