17,2K подписчиков

Фестиваль Гластонбери как зеркало британского рока. 1980-81. Часть 1. Олимпийская пауза и первый коммерческий успех

В 1980 году Фестиваль Гластонбери вновь взял паузу. Внимание всего прогрессивного человечества было приковано к московской Олимпиаде. Английские болельщики футбола делали ставки, кто будет лучшим бомбардиром олимпийского турнира. Сергей Андреев или Фёдор Черенков? А любители рока жадно ловили на волне Radio Moscow трансляции последних хитов Машины Времени, Воскресения, Автографа, Удачного Приобретения и Магнетик Бэнд. В таких условиях проведение музыкального фестиваля было сочтено организаторами абсолютно бесперспективным делом.😊

В 1981 году основоположник и идейный вдохновитель, владелец той самой фермы, с которой всё и началось, Майкл Ивис вернул себе единоличное руководство процессом. И возобновил проведение Гластонберри-феста. Первым делом он заручился поддержкой Компании за ядерное разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament -CND). Модная была в те годы тема, это самое ядерное разоружение. CND включила в свои стандартные почтовые рассылки информацию о фестивале, о предварительной продаже билетов и разрешила использование своего логотипа в рекламе. Взамен Ивис пообещал перечислить Компании часть прибыли в виде благотворительного взноса. И забегая вперед, скажем, что обещание выполнил. Фестиваль 81-го года был первым принесшим прибыль. По итогам мероприятия Майкл Ивис передал CND около 20 000 фунтов стерлингов.

И чтобы закончить с этой темой скажу, что со сцены было произнесено несколько речей, касающихся ядерного разоружения. Среди выступавших были активистка движения, а позже генеральный секретарь CND Мег Бересфорд, крупный английский историк, публицист, литератор, социалист-теоретик и участник пацифистских кампаний Эдвард Палмер Томпсон и другой историк, а также специалист в области образования сэр Джордж Лотиан Тревельян, открывший фестиваль своей речью.

В том же 1981-ом из подручных средств (телеграфных столбов и металлической обшивки, переданной фестивалю Министерством обороны Великобритании) была построена новая пирамидальная сцена. На зиму сооружение не разбирали. Оно служило складом для хранения сена и коровником. Вот это я понимаю практичность! С большой буквы П.

Строительство новой сцены. Источник фото https://www.ukrockfestivals.com/glastonbury-festival-1981.html
Строительство новой сцены. Источник фото https://www.ukrockfestivals.com/glastonbury-festival-1981.html

Вновь, как и в 1979-ом, была организована детская зона фестиваля с кучей аттракционов, аниматоров, мимов, клоунов и даже африканских танцоров, кинотеатр-шатер, где по ночам показывали фильмы, громадная торговая площадка, палаточный городок, точки питания, медицинского обслуживания и посты поддержания правопорядка.

Британская ТВ-компания ITV сняла наиболее яркие моменты фестиваля и в течение нескольких недель транслировала их на своем канале.

Количество зрителей, посетивших Гластонбери, оценивают в 18 000 человек. при стоимости билетов 8 фунтов стерлингов. Публика была самой разнообразной. И семейные пары с детьми, и хиппи, и даже некоторое количество панков.

Надеюсь, что общую картинку Гластона-81 вы себе теперь представляете, и мы можем перейти к самому главному, ради чего я пишу, а вы читаете материалы на канале. То есть к музыкантам, выступавшим в те далекие июньские дни на pyramid stage. Начнем с пятницы, 19 июня 1981 года.

Музыкальная программа началась с песен в исполнении фолк/фолк-рок певицы Беверли Мартин (Beverley Martyn), в активе которой было несколько синглов в 60-е, работа со многими звездами того времени и пара альбомов, записанных совместно с мужем, Джоном Мартином (John Martyn), в начале 70-х. Она продолжала вносить вклад в сольники Джона и после того, как её имя исчезло по настоянию издающего лейбла с обложек пластинок. Но в 1980 году пара развелась, а выступление Беверли оказалось последним перед очень долгим перерывом (она вернулась в шоу-бизнес лишь в конце 90-х).

Ютуб-канал Uziel Garcia

Следующими на сцену вышли будущие звезды новой волны, синти-попа и пост панка Thompson Twins. Впрочем, в 1981 году вряд ли кто-то мог точно предсказать звездное будущее группы из города Шеффилд. Только-только в апреле 1981-го вышел дебютный альбом. Но ни он, ни несколько синглов никаких успехов не снискали. И состав ещё не приобрел классический вид. Но что-то увидели организаторы в "близнецах", раз уж пригласили.

Ютуб-канал Morris Freeman

Молодых и перспективных на сцене сменили ветераны Stan Webb’s Chicken Shack, получившие известность в конце 60-х. О группе Chicken Shack мы писали в своё время

и отмечали, что один из участников возродил коллектив во второй половине 70-х, добавив к названию собственное имя.

Ютуб-канал oldUndergroundLiveTV

Вслед за парнями из "придорожной забегаловки Стэна Уэбба" на сцену вышел заокеанский гость. Роберт Хантер (Robert Hunter) был штатным поэтом-текстовиком знаменитых психоделических импровизаторов Grateful Dead, но и свою авторскую музыку записывал

Ютуб-канал André Fialho

Любопытный факт. Хантер, введенный в Зал славы рок-н-ролла вместе с Grateful Dead, является единственным участником всех попавших туда коллективов, ни на одном альбоме группы ни на чем не сыгравшим.

Завершился же вечер грандиозным скандалом. Предпоследним выступал уже появлявшийся в данном сериале Рой Харпер (Roy Harper),

записавший годом ранее альбом с участием ряда звезд британского рока, в частности Кейт Буш и Дэвида Гилмора.

Ютуб-канал Stace_Odyssey

Но ни Кейт, ни Дэвид вместе с Роем на сцене в тот вечер не появлялись. Зато посреди выступления Харпера там появился хедлайнер пятницы Джинджер Бейкер (Ginger Baker) и принялся устанавливать ударную установку, а его музыканты начали подключать свои инструменты. В ответ на резонное недоумение Роя Джинджер по воспоминаниям Харпера выдал: "Отвали, ты здесь чертовски долго торчишь...". После обмена любезностями, изобиловавшими непереводимым английским фольклором, Харпер двинул Бейкера кулаком в живот. В итоге разбушевавшегося певца вывели со сцены под белы рученьки, а знаменитый барабанщик отыграл таки свой сет, хотя на сцену летели бутылки и камни, один из которых попал Бейкеру в лоб.

Ютуб-канал Jabble Nasty

По воспоминаниям кого-то из зрителей: "На следующий день я увидел Бейкера, ходившего по площадке с большой черной раной на лбу, очевидно, нуждавшейся в наложении швов. Бейкер спрашивал людей, знает ли кто-нибудь, того ублюдка, который бросил камень."

Вот так весело, с шутками и прибаутками, прошел первый день фестиваля 1981 года.

На этом мы пока прервемся, но обязательно вернемся уже в субботу 20 июня на поле Гластонбери

Автор статьи - БиС.

Предыдущие материалы по теме:

Авторы дзен-канала используют для работы и встреч помещения Матрикс-офиса:

Встретимся в Матрикс-офисе!
Встретимся в Матрикс-офисе!