Найти тему
ArmInfo

Минюст Армении выступил с заявлением по поводу делимитации армяно-азербайджанской границы в Тавушской области

АрмИнфо. Министерство юстиции Армении выступило с заявлением по поводу <ложных и вводящих общество в заблуждение тезисов>, звучащих вокруг работы Комиссий по делимитации госграницы между Арменией и Азербайджаном и процессом, осуществляемым в Тавушской области.

Минюст Армении считает ложным тезис о том, что правительство меняет территорию РА, территории Тавушской области передаются Азербайджану, территориальная целостность РА нарушается, что является уголовно наказуемым деянием. Изменение госграницы может быть осуществлено только путем референдума. Как заявляют в Минюсте, не может быть и речи о передаче какой-либо части суверенной территории РА другому государству ни при каких обстоятельствах. Территория РА де-юре была образована после распада СССР в 1991 году, на основе принципов, установленных Алма-Атинской декларацией и Минскими соглашениями. Осуществляемый процесс касается не изменения территории, а воспроизводства госграницы.  Процесс осуществляется на основе юридически обоснованных карт и документов, существующих на момент распада СССР, и в соответствии с этими картами вопрос о <передаче> какой-либо территории, принадлежащей Советской Армении и, следовательно, Республике Армения, во владение другой страны не обсуждался и не может обсуждаться.

Минюст считает ложным и тезис о том, что те 4 села, на территории которых проводится демаркация, принадлежат РА, пока в процессе демаркации не будет доказано обратное. В ведомстве считают, что согласно юридически действовавшим во время существования СССР картам, 4 обсуждаемых села принадлежали Советскому Азербайджану. Кроме того, эти 4 села никогда не находились среди существующих на территории РА административно- территориальные единиц, областей и общин.

Ложным в Минюсте считают и третий тезис о том, что нарушаются требования закона РА <О госгранице>, соглашение об изменении территории может быть достигнуто только посредством международных договоров. Тут считают, что никакого процесса изменения территории и границы РА не осуществляется. Реализуемый процесс - это воспроизведение госграницы согласно соответствующим международным соглашениям. В заявлении отмечается, что в достигнутом между комиссиями соглашении речь идет о согласовании к 15 мая определенного участка линии границы, а также обращении к Правительству об одновременном размещении пограничных войск на этом участке. В сообщении, распространенном по итогам встречи комиссий, указано, что демаркация в 4 селах является предварительной, до полного завершения процесса демаркации. А документом, подтверждающим полное завершение процесса демаркации, уже должен быть международный договор о государственной границе между Арменией и Азербайджаном, который будет подлежать ратификации НС РА.

Минюст так же считает ложным тезис, что демаркация местности путем установки пограничных столбов проводится без проведения делимитации на карте, что является нарушением соглашения, достигнутого между комиссиями Армении и Азербайджана 19 апреля. В Минюсте отмечают, что установка столбов осуществляется на основе согласованных сторонами карт, рабочей группой, которая была сформирована именно с целью составления проекта описания, и на участках, где устанавливаются столбы, нет никаких разногласий между рабочими группами двух стран.

Минюст считает также неверным следующий тезис о том, что Комиссия по делимитации границы РА является консультативным органом, каких-либо документов относительно ее деятельности нет, и комиссия не имеет права принимать какие-либо решения. В своем ответе Министерство отмечает, что Комиссия сформирована премьер-министром РА, и позднее, уже решением Правительства утвержден порядок организации и проведения совещаний и совместных рабочих встреч между комиссиями двух стран. В то же время, согласно договоренности, достигнутой между комиссиями, в процессе делимитации они будут руководствоваться Алматинской декларацией 1991 года, то есть деятельность комиссий основана на международных договорах, уже принятых обеими странами и прошедших надлежащие внутригосударственные процедуры.

В заключение, Минюст призывает экспертов и других заинтересованных в процессе лиц воздерживаться от распространения среди общественности вводящей в заблуждение и ложной информации.

Между тем, отметим, что эксперты, в том числе независимые, высказывают мнение, что Азербайджан не считает себя правопреемников Советского Азербайджана и после силового поглощения Арцаха начал продвигать нарратив о так называемом "Западном Азербайджане", где вся территория Республики Армения представляется как азербайджанская территория.

Более того, считают эксперты, Алма-Атинская декларация, согласно картографам и историкам, не может служить основой для делимитации и демаркации границы, поскольку этот документ носил декларантивный характер, под которым нет ни одной реальной карты. По мнению экспертов, для проведения работ по демаркации и делимитации обязательным условиям является указание карты, на основе которой проводятся эти работы. Более того, следует также отметить, что Алма- Атинская декларация гласит, что СССР прекращает свое существование, а на его месте образуется Содружество Независимых Государств, в которое теперь входят бывшие союзные республики, которые признают и уважают территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ на момент подписания декларации границ. Но на момент подписания указанного документа, все территории, которые правительство Армении намерено в одностороннем порядке передать Азербайджану, входили в состав РА. Более того, сам Азербайджан присоединился к этой декларации лишь в 1993 году.