21 подписчик

Как выйти из Матрицы, или почему цивилизация начинается с заботы о пожилых

Недавно наткнулся на фильм "День курка" (Boss Level, 2020) и с удовольствием его пересмотрел. Сюжет похож на хорошо известный "День сурка" - главный герой застревает в одном дне и никак не может из него вырваться. И вот, что интересно - по жанру фильмы очень разные (первый - боевик, второй - мелодрама), но герои проходят очень похожую эволюцию. В начале фильма они законченные циники, а в конце с ними что-то происходит, что позволяет им разорвать петлю, после чего они обретают настоящую любовь и начинают ценить каждое мгновение. "День сурка" давно разобрали по косточкам, и, казалось бы, что нового тут можно ещё сказать, но после "Дня курка" у меня возникла идея, что на этот сюжет можно взглянуть с новой и, наверное, немного неожиданной стороны.

День курка. До начала дня курка жизнь главного героя не отличалась разнообразием
День курка. До начала дня курка жизнь главного героя не отличалась разнообразием

Не так давно размышлял о естественном (человеческом) и искусственным интеллектах, их сходстве и различиях. Есть расхожее представление, что машина детерминирована, а человек свободен. Машина действует по программе, а я вот захотел - поднял руку, захотел - не поднял. Чем не свобода? Философы возразят, что всё не так просто, и спорят об этом уже добрую пару тысяч лет. В самом деле, откуда я знаю, что мой выбор свободен, а не обусловлен моим опытом, убеждениями и пристрастиями, а то и кем-то свыше? Древние греки были убеждены, что всем правит судьба-Ананке, и даже написали множество трагедий на эту тему. Потом пришли богословы и сказали, что свобода, в принципе, есть, но сколько её, точно не известно (от пополам на пополам с Провидением в традиционных конфессиях до полного отсутствия в кальвинизме). Наконец, масла в огонь подлили учёные и сначала всех напугали, что свободы нет (лапласовский детерминизм), потом ещё подумали и уточнили, что скорее всего нет (общая теория относительности), а если и есть, то очень маленькая (квантовая механика). Некоторые мистики так прямо и говорили: "Человек – это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений."

Георгий Гурджиев
Георгий Гурджиев

Почему же мы продолжаем считать себя свободными? Иллюзия свободы возникает из-за того, что происходящие с нами события всегда немного отличаются друг от друга: да, сейчас я сделал этот выбор, но завтра будет новый день, и я сделаю другой. Сегодня пью (курю, объедаюсь, ленюсь), а завтра вот возьму и начну новую жизнь. Наступает завтра, но начало новой жизни опять откладывается на следующий день.

И вот здесь мы возвращаемся к сюжету фильмов. Всё меняется, если события начнут в точности повторяться. И если вслед за этим я буду чувствовать побуждение реагировать одним и тем же образом, иллюзия свободы быстро исчезнет и я осознаю свою детерминированность. Именно это на каком-то этапе происходит с обоими героями - они осознают, что, что бы они ни делали, они ничего не могут изменить, т.е. по сути мало чем отличаются от роботов. Оба приходят в отчаяние, пытаются себя убить (чтобы наутро снова проснуться в этом же дне), но затем происходит их преображение - они выходят из своих программ, которые до сих пор определяли их жизнь, и обретают настоящую свободу. Говоря современным языком, выходят из Матрицы.

День курка. Рой завершает день
День курка. Рой завершает день

Это всё хорошо, скажете вы, но нам-то какое дело до этого? Фильмы сняты в жанре фантастики, и наши шансы застрять в одном дне равны нулю. И тут мы приходим к ещё одной интересной мысли. Если вы хоть немного интересовались антропологией, то знаете, от чего некоторые именитые антропологи отсчитывают начало цивилизации. Если в каком-то погребении они находят скелет очень пожилого человека или, скажем, со сломанной и залеченной бедренной костью, то сразу понимают, что об этом человеке кто-то позаботился, потому что по другому в то время он бы просто не выжил. На каком-то этапе общество вдруг начало ценить пожилых людей. Почему это произошло? Ведь эти люди уже не могли охотиться, добывать пищу, защищаться от врагов и с точки зрения выживания были обузой для племени..? Потому что у них было нечто, чего не было у молодых, - опыт. Они не застревали в одном дне, но за свою жизнь многократно проживали похожие события, и у них было время осознать похожие паттерны и одинаковость своих реакций на них. Если у тебя не сложились с кем-то отношения, можно грешить на обстоятельства, на другого человека, но если твои десятые отношения заканчиваются так же, как девять предыдущих, начинаешь понимать, что в твоём поведении есть какая-то программа, и тебе остаётся лишь один шаг, чтобы выйти из неё. Можно называть это мудростью, житейским опытом, но суть от этого не меняется - именно у пожилых наибольший шанс выйти из Матрицы. Позднее, их роль во многом стали выполнять книги, а в первобытном обществе откуда молодёжь могла почерпнуть мудрости? Только от стариков. Таким образом, уже в самом нашем представлении о цивилизации скрыто понимание, что человек призван к свободе.

Апокалипсис (2006). Истории у костра
Апокалипсис (2006). Истории у костра

И ещё одну вещь тут нужно отметить - важность памяти. Без памяти мы реагируем бездумно, в соответствии со своей программой - примерно так же, как реагируют животные. Осознать повторяющиеся паттерны можно только в том случае, если помнишь прошлое, поэтому память - ещё один ключ к обретению свободы. У древних греков было представление о реке забвения под названием Лета (отсюда "кануть в Лету"), и одновременно была богиня Алетейя, дочь Зевса, персонификация истины.

Боттичелли «Клевета». Легко догадаться, кто из персонажей Алетейя
Боттичелли «Клевета». Легко догадаться, кто из персонажей Алетейя

Приставка "а-" в греческом означает отрицание, поэтому "Алетейя" - это то, что противостоит Лете, что не забывается. Чтобы что-то не забылось, это нужно назвать, проговорить, записать, а это можно сделать только с помощью языка. Но язык, одновременно, это то, что выделило человека из природы, позволило ему осознать свою индивидуальность, а осознав свою индивидуальность, мы потеряли связь с целым. (Не это ли лежит в основе мифа о грехопадении?) И смотрите, как красиво получается - развитие языка привело к тому, что человек потерял связь с целым и оказался замкнутым в своём эго, увяз в Матрице, но оно же заложило основу для его будущего освобождения, уже на новом уровне. Не об этом ли когда-то было сказано: "Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий"? Если это Божий замысел, то он гениален. А тема памяти настолько важна, что этому стоит посвятить отдельную статью.