Найти в Дзене
Псковская Правда

Поисковая чуйка

Оглавление

В кружок военной археологии Анну Шуняеву в 13 лет привел ее друг. Уже в 14 лет она присутствовала при подъеме останков погибших воинов. Своего первого бойца самостоятельно нашла в 16, а в 25 возглавила поисковое объединение Псковской области «След Пантеры». Как детское увлечение переросло в дело всей жизни, Анна Шуняева рассказала «Псковской правде».

Дорогою судьбы

Ей было 13 лет, когда друг по музыкальной школе позвал в кружок военной археологии. Кружок этот прямо в школе организовал и вел руководитель гдовского поискового отряда «Неизвестный солдат». «Признаюсь честно, – говорит Анна. – На тот момент меня завлекла не патриотическая история этого вопроса, а лесная романтика: жизнь в палатке, еда с костра, песни под гитару».

Всю зиму школьники проходили курс юного поисковика. Им рассказывали, какие бои проходили на территории района, объясняли, как работать со взрывоопасными предметами, проводить эксгумацию останков, правильно заполнять документы.

А уже весной Анна в составе группы отправилась в свою первую экспедицию. «Тогда мы, конечно, больше лопаты таскали, да кушать готовили, – улыбается, вспоминая девушка. – Просто у поисковиков подразделяются задачи: взрослые и опытные – ищут останки, девушки чаще всего работают в качестве эксгуматоров и обеспечивают тыл».

Далеко не в каждый свой выход, по словам Анны, поисковики что-то находят. Они, конечно, предварительно работают с архивами, смотрят, где проходили наиболее ожесточенные бои и на эти места выезжают. Но бывает и так, что в архиве бой числится, а на месте найти ничего не могут.

Однако в ту самую первую экспедицию четырнадцатилетней школьнице Ане повезло присутствовать при нахождении и поднятии останков погибших бойцов. «В тот момент внутри меня что-то переключилось, – признается Анна. – Когда ты смотришь на погибшего солдата, от которого только кости остались, не видишь его лица, не знаешь его судьбу, но понимаешь, что он тоже хотел жить, но погиб за то, чтобы мы сейчас жили мирно, что-то в твоем сознании переворачивается».

С тех пор она старалась не пропускать ни одной экспедиции. В то время гдовский отряд плотно работал в своем районе, и как только начинался сезон, выезжал на поиски каждые выходные. Не каждый выезд сопровождался интересными находками, но территория квадрат за квадратом отрабатывалась и это давало свои результаты: находили даже там, где и не предполагали.

В 16 лет Анне посчастливилось поднять своего первого бойца, причем не используя никаких приборов. «У поисковиков есть такое понятие, как «поисковая чуйка», – говорит она – В какие-то места тянет, а ты не понимаешь, почему».

Отряд поехал на «Вахту памяти» в Невельский район. Работали в заболоченном месте рядом с высотой, на которой в годы войны у немцев была огневая точка. «Мы понимали, что наши бойцы пытались эту высоту обойти, – рассказывает она. – И понятно, что там их много полегло».

В один день подняли трех бойцов, во второй – четырех. Почти все ребята со своими находками, а у нее – ничего. «Мне как-то обидно стало, тоже хотелось найти самой, испытать это чувство, – говорит девушка. – Целый день я ходила по этому болоту и все время выходила к одному месту. Хожу, кочки пинаю, и вдруг из-под одной кочки торчит каска. Поднимаю ее, а там череп, начинаю зачищать – боец, он прямо на поверхности лежал».

При найденном Аней воине обнаружили личные вещи. По ним поняли, что погибший – офицер. На его поясном ремне сохранились инициалы «Ю. В.». К сожалению, больше никакой информации не было и его личность установить так и не получилось. Впоследствии Анна не раз сама находила бойцов, но тот, первый, признается, стал определяющим.

Спортсменка, отличница, поисковик

Анна Шуняева родилась в Гдове, училась в местной школе. В школьные годы активно занималась спортом, выступала на всероссийских соревнованиях. Ее коньком была легкая атлетика, но участвовать приходилось и в лыжных гонках, и в плаванье, и спортивных играх. В промежутках между тренировками играла в ансамбле при музыкальной школе.

Увлечение спортом определило выбор вуза для поступления: им стала Великолукская академия физической культуры и спорта. «Ближе к концу школы я задумывалась о том, куда поступить, чтобы это было близко к поисковой тематике, но у нас это только исторический факультет, а хотелось немного другого, поэтому выбрала академию», – говорит она.

По итогам обучения в вузе Аня стала лучшей выпускницей среди высших учебных учреждений по Северо-западному региону, попала в десятку сильнейших по стране. После окончания академии работала в родной школе учителем физкультуры.

Все это время Анна продолжала активно заниматься поисковой деятельностью. Она настолько ее увлекла, что в какой-то момент девушка стала писать песни на эту тематику. И с одной из них даже заняла второе место в фестивале поисковой песни и агитбригад «Ровесников следы», который проходил в Казани. После этого начала активно участвовать в мероприятиях федерального уровня.

«Когда я училась в школе, то участвовала в экспедициях в качестве рядового поисковика, в студенческие годы помогала в штабе, занималась антропологией останков, разными организационными вопросами, – отмечает Анна. – Потом стала сама экспедиции организовывать, благо опыт, доверие и поддержка коллег делать это позволяли. Уже тогда понимала, что все идет к тому, чтобы возглавить областную военно-патриотическую организацию «След Пантеры». Это не было спонтанным решением, скорее закономерностью».

Дело жизни

До сих пор Анна считает полевые экспедиции самыми интересным в поисковой работе. Ей нравится работать в качестве эксгуматора. В Казани есть большой информационно-поисковый центр по сбору и систематизации всей информации по раскопкам, которые ведутся по всей России. При центре работает «Школа поисковика», Анне довелось в ней поучиться. «Благодаря полученным знаниям, я могу определить пол бойца, возраст, расу, сказать, от чего он погиб. – говорит она. – Эти факты помогают понять, сколько человек захоронено на месте».

Самая большая удача для каждого поисковика – обнаружить медальон или награды. Они помогают установить личность. «В плане подъема останков я опытный человек, а вот поиск родственников мне тяжело дается, – признается она. – Есть нюансы у этой работы. У меня есть подруга на Камчатке, у нее душа к этому прям лежит и искать родных солдата у нее получается здорово. Я часто к ней за помощью обращаюсь».

В прошлому году в Красногородском районе был поднят боец. По медальону удалось установить, что это Наум Григорьевич Эль. Так вот именно Анина подруга нашла дочь погибшего в Канаде, а племянниц – в Америке. «Такие семейные клубочки порой распутываются, – говорит Анна. – Иногда родственники даже не знают друг про друга».

Иногда родные откликаются сами, но это скорее исключение. В Маевской волости Новосокольнического района поисковики поднимали самолет с останками пилота внутри. По номеру двигателя определи, что за самолет был и кто на нем летал. Летчик – Павел Иванович Кушаков 1921 года рождения из Кировской области. «Эту информацию мы опубликовали в интернете, написали, что ищем родственников. И откликнулась племянница бойца, несколько раз мне звонила и всегда плакала. Родные долго его искали, а им везде отвечали, что он без вести пропал. В преддверии 9 мая будем захоранивать его останки и она приедет».

В силу должности времени участвовать в поисках у Ани совсем не остается, но в межсезонье она все же старается выезжать хотя бы на 1-2 дня. В таких коротких экспедициях старается забыть, что является руководителем крупной организации и работает простым поисковиком. «Говорю всем: «Отстаньте от меня все, хочу поработать, как поисковик», – смеется она. – Конечно, никуда не денешься от этих всех организационных вопросов, но так приятно отключиться от всего и сосредоточиться на самом главном».