Найти тему
59 подписчиков

Как школьная программа уничтожает любовь детей к чтению

На днях в ленте увидела пост, в котором мама подростка рассказывала, что ее сын утратил любовь к книгам, зато компьютерные игры вниманием ребенка совсем не обделены. В статье не рассказывалось о причинах произошедшего, но я не смогла удержаться и делюсь своим опытом, потому что уверена, что все дело в школьной программе по литературе.

На днях в ленте увидела пост, в котором мама подростка рассказывала, что ее сын утратил любовь к книгам, зато компьютерные игры вниманием ребенка совсем не обделены.

В детстве мне читала мама, а в 4 года уже научила меня делать это самостоятельно, пока по слогам. Сама, конечно, я вряд ли изучала содержимое книг, но очень любила слушать истории для детей - это я точно помню.

В 7 лет началась школа, чтение стало уже неотъемлемой частью обучения, но куда исчезло чтение для удовольствия?

Позвольте детям отдохнуть

Летние каникулы. 3 месяца в деревне. Кайф? Нет! Огромный список литературы, которую нужно проштудировать от корки до корки!

Пока не перескажешь бабушке определенное количество страниц, гулять не пойдешь, и так каждый день. Помню, как не могла даже сконцентрироваться на том, что читаю, ведь за окном пролетала бабочка, собака гнала кота со двора, а самое обидное - соседский мальчишка ехал на велосипеде на речку. И во всех процессах хотелось поучаствовать, какие книги?

На днях в ленте увидела пост, в котором мама подростка рассказывала, что ее сын утратил любовь к книгам, зато компьютерные игры вниманием ребенка совсем не обделены.-2

Разумеется, я не считаю, что не нужно готовиться заранее к тому материалу, который будет изучаться на уроках литературы, но сейчас я бы распланировала время ребенка так, чтобы он читал произведение не летом, а в течение следующего учебного года. Например, за месяц до того, как начинается его анализ на уроках с учителем. В этот период ученик максимально сосредоточен на процессе обучения: школа, домашние задания, кружки. Он работает сейчас, а летних каникул ждет, чтобы беззаботно отдыхать. Так разве 3 месяца отдыха без обязательств он не заслужил?

Право выбора

Помню, как приходила я в деревенскую библиотеку все с тем же списком (надеясь, что половины книг не окажется). Пока сотрудник искала все, что есть в наличии, я разглядывала красивые, яркие обложки детских книг, сожалея, что не за ними меня отправили.

На днях в ленте увидела пост, в котором мама подростка рассказывала, что ее сын утратил любовь к книгам, зато компьютерные игры вниманием ребенка совсем не обделены.-3

Давайте обратим внимание на то, что ребенок - личность. У него есть свои предпочтения в еде, цвете одежды, музыке, факультативах. Любой современный родитель учитывает это. Но если мы хотим, чтобы ребенок читал и воспринимал этот процесс как хобби, то почему же мы не даем ему выбирать здесь, а только контролируем, чтобы он не забыл прочесть Пушкина к послезавтра?

Спросите у ребенка, что бы он хотел почитать, какие рассказы ему нравятся, да пусть даже ему понравится пестрая картинка на обложке книги в магазине - он выбрал ее сам, она будет ему нравиться как минимум за это.

Соответствие возрасту

Вы когда-нибудь задавались вопросом, могут ли дети понять то, что они проходят в школе?

"Мастер и Маргарита", 11 класс (+-17 лет). В моей школе этот роман мы не проходили, но я читала Булгакова в 22 года примерно, уже самостоятельно. Туда еще попали как-то "Морфий" и "Роковые яйца". Можете закидать меня тапками, но тогда я ничего не поняла, точнее поняла только одно: морфий туда точно попал.

Иллюстрация к повести "Роковые яйца"
Иллюстрация к повести "Роковые яйца"

Единственное - повесть "Собачье сердце" тогда впечатлила: здесь, как мне кажется, уже по возрасту проблемы, затронутые автором.

"Мертвые души", 9 класс (+-15 лет). Не представляю, чтобы подросток в переходном возрасте, у которого своих, как ему кажется, трудностей полно, мог думать об отсылках Гоголя к образам античной мифологии и его философских рассуждениях.

Изучать сложную и многогранную русскую литературу важно: это наша культура, это проблемы, которые остаются актуальными из века в век. Но важно же еще делать это своевременно, чтобы не просто прочитать и забыть, но и понять. А если школьник не понимает - ему неинтересно, негативное отношение к чтению усугубляется.

Как ко мне вернулась любовь к книгам

Случилось это на втором курсе университета, когда дорога до учебного корпуса из общежития занимала примерно полтора часа. Автобус, потом метро, все это в культурной столице, а там все читают, сами понимаете. Тогда я стала замечать, что многие пассажиры читают Ремарка, и мне стало очень интересно, что же там такое написано, что чуть ли не каждый третий держит в руках книги этого автора. Так моей первой книгой стал роман "Ночь в Лиссабоне", который мне очень понравился. Приятный бонус: когда читаешь в метро, время так летит, что полтора часа дороги проходят "за 10 минут".

На днях в ленте увидела пост, в котором мама подростка рассказывала, что ее сын утратил любовь к книгам, зато компьютерные игры вниманием ребенка совсем не обделены.-5

Так мое любопытство помогло мне сделать чтение книг своим хобби. По секрету расскажу, что до сих пор иногда (прошло уже почти 10 лет) некоторые книги читаю из любопытства, так как мне интересно, что же там такое написано, что весь мир это читает и признает шедевром.

Расскажите, с какой книги началась ваша к ним любовь? Читали ли вы в школе?

Надеюсь, что была вам хоть немного полезна! Спасибо, что вы здесь, буду рада, если подпишетесь!❤️