Любителям древних храмов, ценителям сохранившихся традиций, почитателям интересных исторических фактов однозначно понравится это место. Станица обладает своим особенным духом. Когда находишься на ее территории, то кажется, что попал в другое время. Атмосфера казачества пронизывает все вокруг.
Станичная архитектура
Всегда, когда вижу старые и брошенные дома, на душе становится тягостно. И даже не потому, что старинная архитектура в таком состоянии. Сразу перед глазами семья, хозяйство, заботы и хлопоты хозяев. И, как будто, в одночасье всего этого не стало. И скорее всего, родственники хозяев где-то живут, может даже на соседней улице.
А если вообще никого не осталось, то ещё хуже. И стоят такие дома, как брошенные и никому ненужные старики.
На фото ниже дом, скорее всего хозяев имеет.
В Старочеркасской много полукаменных домов.
Использовать в строительстве домов камень или кирпич, и дерево в России стали еще в Средние века. Например, такой тип русской гражданской архитектуры как "палаты" имел до трех этажей из камня, а выше уже надстраивалась парочка этажей из дерева. Каменные этажи использовались в хозяйственных целях, остальные были жилыми.
Подобные «технологии» в строительстве были и в 19 веке. Такие дома были популярны среди купцов или зажиточных мещан. А если крыша полукаменного дома крылась железом, да еще и красилась в красный или зеленый цвет, то было знаком статусности. Купцы в своих домах на первых этажах устраивали магазины и лавки, а мещане могли сами жить на первом этаже, а второй сдавать в аренду.
Те полукаменные дома, к которым есть доступ, в ужасном состоянии. Уверен, что есть и жилые, но они скрываются за высокими заборами от любопытных глаз.
Кстати, особенности домостроения в Старочеркасской. В станице дома строили на сваях из-за частых весенних разливов Дона. В таких условиях земляные и полуземляные жилища неизбежно заливались водой.
Но не только полуразрушенных и брошенных домов в Старочеркасской много. Еще больше ухоженных и приятных глазу.
Станица малоэтажная. От этого с любой точки населенного пункта открывается вид на купола Воскресенского собора и других церквей. Особенно с набережной Дона, все как на ладони.
Дон
Река здесь довольно широкая, больше двухсот метров. Дон используется как транспортная магистраль, в буквальном смысле, вдоль и поперек.
У пристани Речного вокзала по выходным, а летом - и в будни, швартуются экскурсионные суда из Ростова. А поперек на противоположный берег, на хутор Рыбацкий, перевозит автомобили небольшой паром.
На берегу Дона - большой парк. Вообще, три парка, но сегодня вся территория объединена в одно общественное пространство.
Проектные решения направлены на создание комфортной для посетителей пространственной среды и обеспечение новых возможностей для развития малого бизнеса, оказывающего услуги торговли, питания и гостеприимства. В парке предусмотрен иппоцентр, фуд-корты и площади под ярмарки выходного дня, зоны отдыха и детские площадки.
Новый парк разгружает исторический центр станицы, а в 2019 году он стал финалистом и победителем Всероссийского федерального конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды "Малые города и исторические поселения".
Кстати, о фуд-кортах
Заведений питания в Старочеркасской даже в несезон достаточно. На выходные и к лету открываются дополнительные.
Мы обедали в кафе-столовая "Казачий куренек", на импровизированной летней площадке.
Уха по-старочеркасски из судака. Вкусное и наваристое блюдо. Цена на третьем фото видна.
Итак...
Всё самое интересное в пешей доступности - это главное. Неспешных шагом и с внимательным рассмотрением всего вокруг понадобится часа четыре времени.
Станица Старочеркасская — настоящая жемчужина Ростовской области. При своих скромных размерах и менее чем 3 тысячах жителей принимает она около полумиллиона туристов в год.