История группы «Рок-ателье». Звёзды музыкального театра, пережившие триумф и трагедию

12K прочитали

В 1980-м году из Московского театра Ленинского комсомола ушёл ансамбль «Аракс». Срочно понадобилась замена. Но где найти музыкантов, способных аккомпанировать экспериментальным постановкам и способных быстро освоить сложный театральный материал? Вскоре зрители Ленкома познакомились с новой группой с броским названием «Рок-ателье». Смогут ли новички соответствовать стандартам легендарного «Аракса»?

В 1980-м году из Московского театра Ленинского комсомола ушёл ансамбль «Аракс». Срочно понадобилась замена.

О наборе музыкантов в театр узнал участник группы «Автограф» Крис Кельми. Он созвал друзей (таких же, как он, представителей московского рок-андеграунда), которым пришлось за ночь перед прослушиванием прогонять сложные музыкальные партитуры. Строгое жюри в лице главного режиссёра Марка Захарова, директора театра Марка Варшавера и актёра Николая Караченцова старания соискателей оценило.

Группе, которая получила броское название «Рок-ателье», выпал шанс заявить о себе на базе прославленного театра. В их распоряжение попали инструменты и аппаратура, удобная репетиционная база, возможность гастролировать и творчески развиваться.

В первый состав «Рок-ателье», помимо Криса Кельми, вошли братья-близнецы Павел и Александр Смеяны (первый играл на флейте, второй — на бас-гитаре), Сергей Берёзкин (гитара), Борис Оппенгейм (клавишные), Юрий Титов (ударные). В качестве фронтмена и основного автора выступал Александр Смеян.

В 1980-м году из Московского театра Ленинского комсомола ушёл ансамбль «Аракс». Срочно понадобилась замена.-2

За короткий срок «Рок-ателье» сумели вписаться в непростую театральную жизнь. Музыкантам приходилось аккомпанировать таким постановкам, как мюзикл «Тиль» и рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». А затем и рок-опера «"Юнона" и "Авось"» Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского.

Попутно «Рок-ателье» умудрялись выступать с концертами сами по себе и записывать песни. В 1981 году «Мелодия» выпустила миньон с песней Криса Кельми на слова Александра Смеяна «Распахни окно» и с песней того же Александра Смеяна «Я пел, когда летал». Первая представляла собой угловатый фанк-рок с цепкой партией флейты, вторая — мечтательную соул-балладу в стиле Earth, Wind & Fire.

В декабре 1980 году группа «Рок-ателье» пережила трагедию: при таинственных обстоятельствах погиб 23-летний Александр Смеян. Судя по всему, он пал жертвой драки в подъезде, получив ножевое ранение.

Место талантливого композитора и музыканта занял басист Камиль Чалаев из группы «Диссонанс», к группе также присоединился бывший солист «Аракса» Александр Садо. С тех пор состав «Рок-ателье» довольно часто менялся. В какой-то момент в качестве вокалиста выступал даже Александр Барыкин.

В 1980-м году из Московского театра Ленинского комсомола ушёл ансамбль «Аракс». Срочно понадобилась замена.-3

Группа занималась не только театральными проектами. Кельми, Павел Смеян и Оппенгейм создали музыку к мультфильму Ефима Гамбурга «Пёс в сапогах» — пародии на «Д'Артаньян и три мушкетёра».

В 1983 году вышла пластинка, на которую вошли заглавная песня, выполненная в духе театрализованного яхт-рока, и баллада Криса Кельми на слова Маргариты Пушкиной «Если метель». В 1984 году из группы из-за разногласий с руководителем ушли Павел Смеян и Борис Оппенгейм.

В 1987 году группа «Рок-ателье» рассталась с «Ленкомом», в очередной раз обновив состав. Бессменным оставался только руководитель — Крис Кельми, который теперь выступал в качестве главной звезды. На конвертах пластинок его имя начали набирать крупным шрифтом.

Ближе к концу десятилетия Крис Кельми и его команда отметились двумя самыми громкими хитами. Первым из них стала песня «Ночное рандеву», победившая во всесоюзном конкурсе «Песня года», вторая — новогодняя баллада «Замыкая круг», исполненная на телевидении «сборной» советского рока от Александра Градского до Жанны Агузаровой — на манер подобных проектов в США.

Группа «Рок-ателье» распалась в 1990 году, в кризисное для многих советских коллективов время. Крис Кельми закономерно ушёл в сольное творчество и выпустил несколько альбомов, пока окончательно не ушёл в тень.

Несмотря на название, рока в музыке команды было не так уж много. Скорее, отсылка к року была данью времени. Музыканты экспериментировали в разных стилях от фанка и хард-рока до синти-попа. Но многие песни «Рок-ателье», оставшиеся с тех времён, и спустя годы не потеряли своего очарования.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!