Научная фантастика не может обходится без науки. Причем в самых лучших произведениях, написанных в этом виде литературы, наука является не фоном, а действующим лицом, без которого все остальное превратится в банальную историю любви или приключений. В этой статье я хочу вспомнить не просто науку в фантастике, а науку вымышленную, которой пока нет в номенклатуре научных дисциплин.
Пожалуй самой известной фантастической наукой можно назвать СОЛЯРИСТИКУ из романа Станислава Лема (1921-2006) "Солярис" (Solaris; 1961). Соляристы и представленная ими научная дисциплина и являются главными персонажами этого романа, ибо иллюстрируют основную мысль его автора - в космосе нас ждет неизвестное. Объект изучения этой науки сама планета Солярис, которую одни считают огромным безмозглым организмом, другие - мегамозгом, способным даже менять орбиту планеты, на которой он образовался.
За столетие с лишним существования соляристики, ученые собрали множество физических, химических, биологических данных о планете, выдвинули немало остроумных гипотез, даже умудрились включить Солярис в общую биологическую классификацию, но не приблизились к пониманию происходящих на нем процессов ни на шаг. Солярис остался вещью в себе. При этом он сумел проникнуть в мозг некоторых своих исследователей, извлечь из него самые потаенные и даже постыдные воспоминания и материализовать их в виде так называемых "гостей" или "существ Ф".
Самое интересное, что фантастические науки существуют в действительности. По крайней мере одна из них - точно! Это АСТРОБИОЛОГИЯ или АСТРОБОТАНИКА. Основатель ее советский ученый Гавриил Андрианович Тихов (1875-1960). Он проводил свои исследования в Казахской ССР, среди его учеников-практикантов был Борис Натанович Стругацкий (1933-2012), впоследствии известный писатель-фантаст. Тихов выдвинул гипотезу о существовании на Марсе растительных форм жизни и занимался не только теоретическими исследованиями, но и экспериментами, которые убедительно доказывали возможность существования жизни на четвертой и других планетах Солнечной системы.
Подробнее о гипотезах и исследованиях, которые проводил Гавриил Тихов, можно узнать в художественно-документальном фильме Павла Владимировича Клушанцева (1910-1999) "Марс", снятом в 1968 году. Вообще-то у фантастических наук есть интересное свойство - они время от времени становятся реальностью. Достаточно нескольких примеров. Когда-то поиском внеземных цивилизаций занимались исключительно фантасты, но вот уже много лет как этим занимаются большие научные коллективы.
Другой пример - поиск планет, находящихся за пределами Солнечной системы. Я хорошо помню время, когда настоящую сенсацию вызвало сообщение, что у звезды, известной как Летящая Барнарда, вероятнее всего наличествуют три тяжелых спутника. Тогда скептики утверждали, что невозможно обнаружить планеты, обращающиеся вокруг иных солнц, а теперь мы знает о существовании более пяти тысяч экзопланет. Еще один, может менее яркий пример: космонавигация - некогда чисто умозрительная наука из фантастических романов, ныне имеющая практическое применение.
Кстати, Станислав Лем, на счету которого немало фантастических наук и кроме соляристики, космонавигацию называл КОСМОДРОМИЕЙ. Ему же принадлежит идея ФАНТОМАТИКИ, которую считают прообразом виртуальной реальности. Наиболее зримо она описана в романе "Возвращение со звезд" (Powrót z gwiazd; 1961). Хотя лично я бы предпочел ПАРАСТАТИКУ - управляемую гравитацию, которой вовсю пользуются беззаботные люди будущего. Однако посмотрим, что предлагали другие фантасты по интересующей нас теме.
Целую россыпь фантастических наук придумал советский фантаст Иван Антонович Ефремов (1907-1972). В романе "Туманность Андромеды" есть даже словарик, использованных научных и технических терминов. Среди них мы обнаруживаем такие фантастические научные дисциплины, как: РЕПАГУЛЯРНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ — в биполярной математике, занимающееся решением направлений в моментах перехода (репагулюма) из одного состояния в другое, от одного знака к другому; БИПОЛЯРНАЯ МАТЕМАТИКА — основанная на диалектической логике с двусторонним анализом и решением; КОХЛЕАРНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ — раздел биполярной математики, занимающийся анализом спирального поступательного движения; ФЛЮКТУАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — изучение массовых исторических изменений в психологии людей.
Фантастические науки интересовали и такого писателя, как Айзек Азимов (1920-1992). Одной из них стала РОБОПСИХОЛОГИЯ, которая красной нитью проходит через весь цикл рассказов "Я, робот" (I, Robot; 1950) и другие произведения писателя. Вершиной этой науки стали знаменитые три закона роботехники, вошедшие в золотой фонд мировой научной фантастики и которые до сих пор вызывают споры.
Не менее известной стала фантастическая наука ПСИХОИСТОРИЯ - раздел математики, рассматривающий реакции больших групп людей на долгодействующие социально-экономические стимулы. Основателем этой науки стал Гэри Селдон, герой сначала романа "Основание" (Foundation; 1951), а затем и целого цикла, в 1966 году признанным в США "лучшим всех времен". Психоистория помогла Селдону и его последователям вычислить неизбежный распад и гибель Транторианской империи, с последующим возрождением.
К счастью для нас, читателей, фантастические науки не всегда настолько серьезные, что требуют значительного умственного усилия для своего понимания. Как однажды сказал Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991) "Нам наука не указ, захотим, и про колдунов напишем". И, как известно, Братья Стругацкие угрозу исполнили. В 1965 году вышла их повесть "Понедельник начинается в субботу", где действует уже целое фантастическое научное учреждение: Научно-Исследовательский Институт ЧАродейства и ВОлшебства.
Занимаясь, как и вся наука, счастьем человеческим, сотрудники НИИЧАВО действовали методами, казалось бы прямо противоположными научным. Чего только стоят одни названия отделов института: Линейного Счастья, Смысла Жизни, Абсолютного Знания, Предсказаний и Пророчеств, Оборонной Магии, Вечной Молодости, Недоступных Проблем, Социальной Метеорологии, Универсальных Превращений, Воинствующего Атеизма, Заколдованных Сокровищ. На этом фоне отдел Технического Обслуживания, Вычислительный Центр, виварий и библиотека выглядят как-то скучно, хотя на самом деле в этом учреждении скучно не бывает.
Не обошелся без веселой фантастической науки и американский писатель-фантаст Клиффорд Дональд Саймак (1904-1988). В романе 1968 года "Заповедник гоблинов" (The Goblin Reservation) Земля далекого будущего предстает громадным университетом, где проходят обучение и стажировку существа великого множества инопланетных рас. Науки изучают самые разные, в том числе и ту, что занимается сверхъестественными явлениями. Как раз профессор факультета сверхъестественных явлений Питер Максвелл и является главным героем романа.
Разумеется, я упомянул лишь некоторые фантастические науки, коих рассыпано по страницам НФ-произведений великое множество. Некоторые из них разработаны весьма подробно, например - ТЕМПОРОЛОГИЯ из романа Георгия Иосифовича Гуревича (1917-1998) "Темпоград" (1980), другие лишь упомянуты вскользь, как раздел физики, занимающейся так называемой СЭП - свободной энергией поверхности, из повести Кира Булычева (1934-2003) "Журавль в руках" (1976). Тем не менее, научная фантастика была бы без этих придумок гораздо более пресной.
Я тоже однажды придумал несуществующую науку. Назвал ее АСТРОБЛЕМОЛОГИЕЙ. Астроблема - это ударный кратер, образовавшийся в результате падения метеорита. Могу ошибаться, но мне кажется, что никто не изучает такие кратеры в комплексе, а ведь они связаны и с астрономией и с геологией и с планетологией и с палеонтологией и с несколькими разделами физики, а также - химии и истории. Жизнь сотрудников Института астроблемологии могла бы быть весьма увлекательной - ведь астроблемы имеются и в самых отдаленных уголках Земли, а тем более - на других планетах.
Наука и фантастика неразделимы. Фантасты вдохновляют ученых, а ученые дают фантастам практически неисчерпаемый запас идея для конструирования сюжетных ситуаций. Конечно, в последнее время былая крепкая связь между этими областями человеческой культуры несколько ослабла. Люди привыкли к науке, ведь вся наша жизнь зависит от нее - хотя так было далеко не всегда - и свежие научно-фантастические идеи и порождаемые ими сюжеты стали редкостью, но ничего еще не потеряно. Будем надеяться на лучшее.