Карточки ПЕКС, при отсутствии речи, хорошее решение для установления коммуникации с неговорящим ребёнком.
Но многие родители боятся использовать ПЕКС для общения. Об этом на канале была статья.
Как и специальные программы для коммуникации, моей ученице Маше, карточки, что называется, не зашли.
К счастью, она отлично понимает обращённую речь, и у неё широкий пассивный словарь.
В контексте занятия мы с ней друг друга понимаем. «Да» и «нет», она может сказать на русском или английском. Многое она может выразить при помощи мимики и жестов. К примеру, я отлично ее поняла, когда на день рождения хотела подарить ей гигиеническую помаду, а она в пару секунд показала, что подарок неудачный, потому что она его съест.
Вне контекста я сильно «плыву».
На прошлой неделе при встрече после теплых обнимашек, она мне сообщила, что мама ей что-то купит. А вот что!?...
Договорились, что она это что-то нарисует. В альбоме появился прямоугольник. Над ним круг.
-Туловище и голова?
-Нет.
-Это едят?
- Да. Ти-ти, ти-ти, ти-ти!
Дорисовывает какие-то стружки на прямоугольнике.
-Ти-ти, купи!
-Господи! Чипсы! Чипсы?
-Да.
-Ураааа!
Это пачка с чипсами?
-Да.
- А кружок – это один ломтик?
-Да.
Маша поднимает большой палец вверх👍
Ухватившись за чипсы, выяснили, что еще любит Маша. Написали предложение: «Я люблю 💗 ...» и продолжили его разными вариантами. Кроме этого, довели до совершенства рисунок с чипсами и подписали пачку. Уточнили, что завитушки на пачке – ломтики чипсов.
В случае с моей ученицей Машей рисунок стал альтернативой карточкам ПЕКС.
Сами того не подозревая, мы использовали метод совместного рисования.
Само по себе это никак бы не возникло, если бы с Машей не рисовали дома. Поэтому, когда на занятиях я стала рисовать в первый раз, Маша быстро включилась в работу и повторила мой рисунок.
Теперь она может стать инициатором рисунка.
Как научить рисовать ребёнка с РАС
Чтобы научить совместному рисованию ребёнка с РАС не нужно больших художественных талантов.
Скорее, на первых порах, очень важно, чтобы рисунок появлялся на листе бумаги как можно быстрее и заинтересовал ребенка. Быстро, значит рисунок схематичный, без большого количества деталей. Заинтересовал, значит стал эмоционально значимым для ребёнка. К примеру, цвет шапки героя соответствует цвету любимой шапки ребенка, или цвет машинки, как у папы. Важную роль играют и эмоционально окрашенный комментарий изображаемого. Это может быть новогодняя елка, которая так понравилась малышу или торт со свечками, которые он задувал на свой день рождения.
Любые попытки ребенка присоединиться к рисованию, непременно одобряются.
Если ребенок не дождался, когда взрослый закончит рисовать, рисунок следует завершить и постараться привлечь внимание к готовому изображению. Если не удается, то оставить рисунок в месте, где ребенок любит бывать подолгу. Например, на подоконнике, где малыш любит смотреть на улицу.
Впоследствии рисунки могут становиться серийными, передающими последовательный сюжет. Сюжетное рисование становится аналогом сюжетной игры, а может и сочетаться с игрой.Так же, как в игре, настоящий развернутый сюжет в рисунке формируется постепенно, усложнение и наполнение его идет от отдельных впечатлений к связному «серийному» рассказу - истории и все более развернутому диалогу с ребёнком.
Вообще, с ребенком с РАС следует заниматься так же как с нормотипичным. Учитываем эмоциональное состояние и ресурсность.
Рисуйте и развивайте коммуникацию 🤗🖍🎨