Сальвадор Дали (1904-1989)


СЕРГЕЙ ПУХАЧЕВ. МАСТЕРА МОДЕРНИЗМА.


СЕРГЕЙ ПУХАЧЕВ. МАСТЕРА МОДЕРНИЗМА.   
Дон Сальвадор, на сцену!
Дон Сальвадор всегда на сцене.
(из дневников Дали)..


Дон Сальвадор, на сцену!
Дон Сальвадор всегда на сцене.
(из дневников Дали)..



Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Даменеч Куси Фаррес родился в небольшом испанском городе Фигерасе. Отец — владелец нотариальной конторы, богатый и властный человек, с которым у Дали всегда были непростые отношения, несмотря на то, что он помогал ему и не препятствовал занятиям живописью. Мать умерла когда Сальвадору было всего 16 лет, и это стало для него сокрушительным ударом, потому что он относился к ней, по его собственным словам, с религиозным обожанием. «Наступив на горло рыданиям, я поклялся сияющими мечами славы, что заблистают когда-нибудь вокруг моего имени, отвоевать мать у смерти». Тем не менее, в 1929 году на выставке в Париже появилась картина Дали, на которой рукой художника было начертано: «Я плюю на свою мать». Эта выходка стоила Сальвадору разрыва с семьей: отец запретил ему возвращаться домой. К тому времени Дали уже был знаком с учением Фрейда о подсознании и с женой Поля Элюара Еленой Дмитриевной Дьяковой, своей будущей музой, которую он называл Галой. В посвящении к «Дневнику одного чтения» он написал: «... моей победоносной богине Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галашее Безмятежной», а некоторые картины он так и подписывал — Гала Сальвадор Дали. Как предполагают, глумясь над памятью о матери, он пытался освободиться от «комплекса» любви о ней, ради нового кумира. Впрочем, это одно из возможных объяснений. По отношению к Дали никогда нельзя сказать ничего определенного.

Посетители крупных выставок хорошо знают, что такое «музейное утомление». Примерно через два часа человек уже не в состоянии воспринимать никакие шедевры. Его сознание оказывается переполненным до краев. Если не прогуливаться и не глядеть, а стараться смотреть и видеть, то, действительно, коллекции Эрмитажа или Лувра невозможно постигнуть за день-два.

В музее своего имени и созданного самим Дали в здании старого театра в Фигерасе, я ничуть не устал. Все было забавно и не утомительно. Там, например, выставлен «Возбуждающий пиджак», украшенный рюмками с ликером, «Ретроспективный бюст женщины», на голове которой красуется батон, а по бокам свешиваются кукурузные початки, «Венера Милосская с выдвижными ящиками», «Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как квартиру», изменяющаяся в зависимости от угла зрения картина, и много еще чего, что разительно напоминало склад реквизита какого-нибудь цирка или киностудии. На каждом углу продавались бесформенные и растекшиеся часы, выполненные, кстати, из золота, очень дорогие и очень удобно располагающиеся на руке. В центре музея красуется «Кадиллак». Если в эту старинную машину бросить монетку, то внутри польется дождь. Возможно, это отражение одного из «изобретений» Дали — такси с дождевой установкой. На улице солнце, а вы садитесь в такси и за дополнительную плату едете в плаще и с зонтом, так как сверху льется вода... Даже сама могила художника — один из экспонатов выставки. «С выдумкой!» — поймал себя, помню, на мысли.

Говорить о Дали как о художнике всерьез вряд ли представляется возможным. Равно как и исследовать этапы его обучения (он был образован и много читал, но из всех учебных заведений был изгнан, разумеется, за дерзость) или творчества. Чего, например, стоит его собственная периодизация: Дали — Планетарный, Дали — Молекулярный, Дали — Монархический, Дали — Галлюциногенный, Дали — Будущный.
Серьезные критики давно заметили, что в отличие от многих своих известных современников, Дали был и остался не только плохим живописцем, но и посредственным рисовальщиком. Сейчас очевидны и вялость рисунка, и упрощенная палитра (трудно поверить, что он восхищался Веласкесом и Вермеером, но, скорее всего, это было восхищение особого рода — сюрреалистическое), и редкое пластическое однообразие, и, вообще, отсутствие профессиональной магии, личностного художественного начала — вещества искусства, — что, видимо, и обеспечило массовый потребительский культ Дали, существующий по сию пору. Невзыскательный зритель инстинктивно ощущает в нем как художественного демагога, опускавшего искусство до уровня «культуры потребления». Причины оглушительного успеха Дали (в том числе и финансового) кроется как раз в его способности «опошлять», т. е. растиражировать великие идеи сюрреалистов, превратив их в массовый, легко репродуцируемый товар. Характерно, что произошло это именно в Америке. Они как бы нашли друг друга. Правда, все началось чуть раньше, на сюрреалистической выставке в Лондоне, где Дали намеревался прочесть лекцию, облачившись в скафандр (он чуть не погиб при этом).

Когда заказывали скафандр по телефону, там спросили, на какую глубину, собирается погрузиться сеньор Дали. Тот ответил, что намерен погрузиться в глубины подсознания. В ответ услышал невозмутимое: «В таком случае мы предоставим шлем особой конструкции!».

Характерны и все учащающиеся скандалы с невероятным количеством подделок под Дали, сделанными с ведома его жены художником Мануэлем Баладасом. Рассказывают также, что по утрам Дали имел обыкновение подписывать с десяток чистых листов, на которых потом художники — «негры» делали «графики Дали». В конце концов надо же было Дали как-то оправдывать кличку данную им самому себе — «Авида-долларс» то есть «деньголюб»...

Пресловутая загадочность образов созданных Дали, многозначительность названий картин — очередной парадокс в творчестве гениального мистификатора.
Достаточно почитать его дневники, чтобы понять, что многие образы расшифровываются достаточно прямолинейно (кузнечик, костыль, слоновий череп и т.д.), другие представляют собой тщательно сконструированные и продуманные видения, так сказать натуралистические протоколы, якобы спонтанных грез, выходящих из подсознания.

Все складывается в эффектный, приятно волнующий своей доступностью ребус, ограничивающий, как это ни парадоксально, поле интерпретации.
Но несомненно одно — Дали обладал поразительной изобретательностью и невероятной фантазией. По-настоящему это сказалось в его самом гениальном произведении — в нем самом. Себя он лепил тщательно и с самого детства. Шокируя окружающих одеждой в юности, являясь на бал в шляпе, украшенной протухшей селедкой; в зрелости устраивал скандал, к примеру, в рыбной лавке, где ему, представьте, не продали «кисти и краски!», гарцуя в чем мать родила, под «танец с саблями» перед ошарашенным Хачатуряном, появляясь с пантерой на поводке и с многометровым хлебом на голове, изображая накладные ногти — в каждом уменьшительное зеркальце, чтобы смотреться, прозрачные манекены — внутрь льют воду и запускают рыбок, чтобы дать наглядное представление о кровообращении, спектральные очки-калейдоскоп, платья с анатомическими подкладками (дополнительная грудь на спине), туфли на рессорах и многое еще чего, что или уже применяется или, как уверял Дали, будет применяться. Кто же он? Гениальный безумец? Нет, говорил Дали, разница между мной и сумашедшим в том, что я не сумасшедший. Обратить свою внутреннюю растерзанность в наслаждение — искусство высочайшее. А делается это так: надо заставить мир жить твоей жизнью, тосковать твоей тоской. Очень давно я чисто инстинктивно сформировал жизненное кредо: надо заставить других принять мои странности как должное и нужное — и человеческое соучастие избавит меня от тоски.

За что можно уважать Дали, так это за то, что он всегда оставался самим собой. «Наперекор всему и всем» было его девизом. Наверное, только так можно почувствовать нерв века, а его «Предчувствие гражданской войны» и «Постоянство памяти» — несомненные символы нашего времени. Создать их не получается у летописцев тоталитарных режимов и у художников, ищущих одобрения у широкой публики.

Все-таки прав был такой почтенный сюрреалист как барон Мюнхгаузен — самого себя всегда можно вытащить из болота. Но только через боль, за волосы, и Бог знает сколько усилий на это потребуется...

Сергей Пухачёв.

Наш уголок нам никогда не тесен. «Уголок» по адресу:

Великий Новгород, Б.Московская 37/9, КЦ «Диалог», Новгородский центр современного искусства.