13,4K подписчиков

Педология и "человеководство". Первый советский эксперимент с образованием

Привет, Дзен!

Давно у нас больших, серьезных статей не выходило.

Сейчас у нас остро стоит проблема с системой образования и воспитания подрастающего поколения.

Кто-то предлагает, вот прям сейчас, по щелчку пальцев, убрать ЕГЭ, большая проблема стоит с "инклюзией" для детей с проблемами (и с категорией этих самых "проблем"). Сильно беспокоит преподавателей и репетиторов, что дети в девятом классе не читают. Прямо физически. Не могут понять прочитанное. Решаем задачу про огурцы. Решаем, по цифрам, правильно, а пишем в ответе "грибы". И в упор не видим несостыковки.

Тут причин масса. Это мы оставим педагогам и нашим богоданным министрам просвещения.

Хочу рассказать об удивительном образовательном эксперименте в молодой Советской России.

Двадцатые годы на улице были, только-только "гражданка" прошла. Все еще такое молодое, не во всех вопросах компетентное (мягко говоря), обучающееся на бегу.

ПЕДОЛОГИЯ

Такое вот некрасивое слово, но, ничего не поделаешь. Греческое слово "наука о ребенке". Примерно, это выглядит так: биология, медицина, педагогика, психология, социология - все это собирается в одну систему.

Возникла педология, как идея, на срезе конца 19 начала 20 веков в связи с популярностью идей об эволюции и появлением разных прикладных отраслей педагогики (общая педагогика, возрастная, коррекционная, методики преподавания разные) и психологии (педагогическая, возрастная, дифференциальная, социальная и прочее).

Первые педологи ставили целью создать полную картину детства, учитывая физиологический аспект развития ребенка, изучать его психическое развитие.

Основоположник педологии - глава Американской психологической ассоциации Грэнвилл Стэнли Холл. Благодаря ему, в психологию были внедрены биологические и генетические научные открытия. Он разработал специальные опросники для тестирования детей. Термин "педология" придумал ученик Холла Оскар Крисмен.

До Первой Мировой Войны педология была очень популярна в Европе. Но после войны ее популярность сошла на нет.

Ладно, Бог с ней, с Америкой и Европой, давайте про Россию.

В России педология появилась ещё до революции, в самом начале XX века и сразу выросла в довольно широкое направление.

У нас два ярких представителя:

  1. Психолог Александр Петрович Нечаев (1870-1948 г.) - основоположник российской педологии. В 1904 году основал в Петербурге педологические курсы.
  2. Физиолог и психиатр Владимир Бехтерев. В 1907 году основал Педологический институт.

После революции педология пошла цвести пышным цветом. Под эгидой Наркомата здравоохранения и просвещения в молодом советском государстве возникла целая сеть педологических учреждений.

К когорте педологов причисляли всех людей науки, которые, грубо говоря, "про людей": врачей, психологов, физиологов, педагогов и других. Все исследования по детям, по детской психологии велись под руководством педологов.

Революция и гражданская война породили огромную массу беспризорных детей.

Да, пожалуй, молодому советскому государству хватало текущих проблем и без педологии. Но это же такой огромный человеческий ресурс, брошенный в траву. Надо возглавлять и растить нового, самого, что ни на есть, советского человека.

Тут уж не поспоришь и не поругаешь даже. Время такое было - учились на ходу, на бегу, работали над ошибками, виртуозно переобувались в прыжке, назывались груздями, залезали в кузова... (тьфу! Егор Летов тут откуда взялся?)

Ты только прикажи и я не струшу, товарищ время (с)

В общем, нужно было приводить всю систему образования к единому знаменателю от горшка, грубо говоря, до института. Большевики надеялись, что изучение психофизиологических свойств детей позволит максимально быстро и эффективно создать новую советскую личность.

Педология, изучив, что такое ребёнок, по каким законам он развивается, … тем самым осветит перед нами самый важный процесс производства нового человека параллельно с производством нового оборудования, которое идёт по хозяйственной линии (с)А. Луначарский. Нарком просвещения РСФСР
Наряду с растениеводством и животноводством должна существовать однородная с ними наука — человеководство, и педагогика <…> должна занять своё место рядом с зоотехникой и фитотехникой, заимствуя от последних, как более разработанных родственных наук, свои методы и принципы (с) П. Блонский, педолог
Трудовая школа имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Праздник урожая. Передача детям деревни Смолино библиотеки-передвижки. 1923 год Фото: Государственный исторический музей Южного Урала. Фото обработано автором канала
Трудовая школа имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Праздник урожая. Передача детям деревни Смолино библиотеки-передвижки. 1923 год Фото: Государственный исторический музей Южного Урала. Фото обработано автором канала

Один из лидеров советской педологии Ар́он Борисович Залкинд - врач, психиатр, психолог, психоаналитик и педолог - считал, что именно педология

даст нам в руки ценнейшее средство к воспитанию и перевоспитанию человека в нужном для пролетарской революции направлении (с)

Залкинд написал несколько книг таких, как "Педология: утопия и реальность", "половое воспитание" (представьте себе(!)- да. Тогда и там эти вопросы тоже поднимались), "революция и молодежь" и другие.

В каждое время свои тренды. Тогда, в 20-е годы ХХ века педология - это было нечто авангардное, новаторское, революционное. И, конечно же, это было модно и привлекало многих последователей.

В 1928 году Наркомпрос выдал постановление о разработке плана педологических работ в массовых детских организациях и создании общества педологов-марксистов. Так педология, собственно, стала официальной «марксистской» наукой.

И понеслась... педология по школам СССР

Новая дисциплина шагала такими семимильными шагами, что уже к 1922 году в Москве работало несколько педологических вузов. В других регионах (Орел, Ташкент, Рязань) открывались педологические учреждения.

Про Арона Залкинда сказали уже. Бехтерева вспомнили, Блонского ("...человеководство"😁).

Был еще такой основоположник советской педологии Степан Степанович Моложавый - педагог и психолог, профессор. Его работы, в 30-е годы были вычищены из библиотек и в интернете ничего вам, привести в пример, не нашла. Залкинда хочу достать, попробовать почитать.

В советских школах, детских садах и других детско-подростковых учреждениях работали педологи, как отдельные специалисты. Они занимались исследованием развития детей, в основном, путем тестирования, как детей, так и их родителей, а также проводили физиологическое обследование.

Первая серия тестов для советских школ вышла в 1926 году, а уже к концу десятилетия увлечение этой методикой выросло в целый тренд.

Вся система тестирования и распределения детей основывалась на работах "мистера Человеководство" - Блонского.

Блонский. Фото из сети. Обработано автором канала.
Блонский. Фото из сети. Обработано автором канала.

Блонский считал, что у каждого ребенка своя индивидуальная формула развития и "педологический" возраст, который, влёгкую, может сильно расходиться с биологическим.

По Блонскому выделялось три группы детей: ускоренного, среднего и медленного развития.

Это было нужно для распределения детей по способностям. На базе таких тестов составлялись характеристики детей и рекомендации по комплектовании классов, выбору режима обучения. Отстающих распределяли в специальные, вспомогательные классы.

Тут, можно сказать, впервые в истории России, начали применять некое подобие индивидуального подхода к детям. Собственно, педологи тогда выполняли, в том числе, функции школьного психолога (тоже впервые в истории).

театре России такое впервые

Все куклы сегодня

Психологи в школе живые" (дайте поугарать 😉)

Первый педологический съезд

прошел зимой 1927-28 года. Участвовали две тысячи человек. Съезд одобрил педологическую программу, разработанную, как раз, Ароном Залкиндом.

Залкинда назначили председателем Комиссии по планированию исследовательской работы по педологии в РСФСР. Тогда же, в 1928 году, под редакцией Залкинда начал выходить в печать журнал «Педология». Педологический институт под руководством Залкинда открылся в конце 1930 года.

Педология стала получать довольно солидное государственное финансирование. Если раньше функцию педолога мог выполнять школьный врач, то, после съезда, у врачей "отобрали" эту функцию. По приказу наркома просвещения от 6 мая 1931 года необходимо было обязательно иметь в школе одного работника с педологической подготовкой.

В педсоветах всегда принимали участие педагоги, врачи, представители администрации школы. Педологи тоже принимали участие. Но, вскоре, они вытеснили по уровню "квалификации" даже врачей. Некоторые считали педологов самыми главными специалистами в школе и их заключения столь же бесспорны, как назначения врача.

Вроде бы, в целом, неплохо.

Распределение по способностям, по склонностям. Сейчас у нас есть профилирование (по мне, в младших классах, оно вообще вредно). У нас, в постсоветской школе были гимназические классы (больше математики, алгебры, физики) и гуманитарные (литература, история, биология, обществознание). Совсем балбесы отфильтровывались в "Г" класс... Но что-то во всем этом не так. что-то нехорошее, как будто, присутствует.

Почему эта система, в последствии, с треском провалилась, расскажу в следующем выпуске. Большие "портянки" не хочу писать. Все равно их мало кто дочитывает.

Подписывайтесь на мой канал и телеграм, кто еще не подписался, и - до скорых встреч. Пока!