С момента вхождения Западнорусских земель в состав Российского государства до конца 19 века никто не считал их население «украинцами». Слово «украина» означало «окраину», т.е. географическое понятие. И таких «украин» Российского государства насчитывалось до 30.( Читай мою статью «Тридцать «украин» Русского государства».) Очень часто в Москве говорили о «крымских украинах». Не было «украинцев» и в захваченных Великим княжеством Литовским, а затем и Речью Посполитой землях, их населяли русские! Только в 19 столетии группка интеллигенции создает теорию о существовании «трех ветвей» русского народа – великороссов, малороссов и белоруссов.
«Украинские« псевдо - интеллигенты взяли наработки польского панства, повторили «исторические сказки« поляка – русофоба Франтишика Духинского(1817-1893г.г.). Он родился в польско - русской семье. Обучаясь в Киеве, воспринял идею участия западно-русского населения в борьбе с Россией на стороне поляков. В 1846 году покинул Россию, жил в Османской империи, Франции, Италии.
Во время Крымской войны был интендантом в британском экспедиционном корпусе. Затем поселился во Франции и занялся преподавательской деятельностью. Преподавал историю в Польской высшей школе в Париже. Выступал за размежевание «Руси» -западнорусских земель бывших ранее под властью Литвы, Польши, Москвы.
Предлагал исключить историю Руси из истории Москвы и включить ее в польскую историю. По его мнению, Галич, Волынь, Подолия и Литва на протяжении средних веков стремились к воссоединению с Польшей. И они были населены славянами, родственными полякам, а расположенные к востоку земли населяли племена «туранской ветви». (Так тогда называли угро- финнов и урало- алтайские народы).
В труде «Основы истории Польши и древне–славянского строя, а также история Москвы», (три части были опубликованы в 1858-1861г.) Духинский постоянно проводит мысль о расовом и цивилизационном единстве поляков и русинов, противостовляя их «фино – монгольской, московской культуре». Москва, по его мнению, азиатское государство, опасное для Европы. Именно он рассказал первым об «украденном русском имени», заявив, что «украинцы» на самом деле истинные русские («руськи»), а русские не русские, а «москали - азиаты». Согласно этой теории, до Петра1-го все русские именовались «москали» и происходили от финнов и монголов. Россия же именовалась «Московией». А истинно русские, Киевской Руси, как истинные славяне и арийцы, были вынуждены отказаться от своего имени и назваться «украинцами», чтобы отличаться от «полуазиатов».
На доказательствах, «украинские историки», особо не заморачиваются, мол «москальские» историки все извратили и сфальсифицировали. Духинский сделал еще несколько «открытий». Так «москалей», по его словам, можно называть «чудью» ( от слова – чудище; скифами, от слова «скиты», скитальцы, бродяги).
Также жителей «Московии» можно называть … «турками» т. к. на ее территории возникло первое, хорошо известное турецкое государство (Золотая Орда). Духинский считал, что основы «Московии» находились в Великом княжестве Владимирском, Казанском и Астраханском ханствах.
Основание теории «Украинского национализма» было так же заложено в «Книге бытия Украинского народа» написанной членами первой в Российской империи организации политической направленности - «Кирилло-Мефодиевского братства», историком Николаем Костомаровым и поэтом Тарасом Шевченко.
Н.Костомаров выдвинул тезис о двух русских народностях, доказывая существование отдельной «южнорусской» народности. Они ссылались на то, что впервые слово «украина» упоминается 1187 году князем Владиславом Глебовичем: «за нами Оукраина много постонала». А в списке ипатьевской летописи 1420 года, впервые появилась на карте в треугольнике между реками Рось и Днепр в первой половине 17 века.
Н.В.Гоголь неоднократно говорил: «русский, малоросс - это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно. Но «свидомые» украинцы «на пьедестал подняли Т.Г.Шевченко и сбросили с него Гоголя, но в результате предали обоих. Николай Васильевич предрекал: «Я знаю и люблю Шевченко, как земляка и даровитого художника… Его погубили наши умники, натолкнув на произведения, чуждые истинному таланту».
В 1847 году ряд членов «Кирилло-Мефодиевского братства» был арестован и выслан. Его деятельность была возобновлена в 1850-60 годы, одновременно наметился раскол между сторонниками собственно украинской и малороссийской ориентации. (Выступавших против отделения от России).
Однако даже среди сторонников «украинства», вплоть до к. 19 века, за немедленное отделение Украины от Российской империи, выступали немногие. Так, Осип Мончаловский пропагандировал единство галичан с русским народом. Он писал, что «украинство» -это отступление от вековых связей с русским народом, превращение в обтирку то польских, то немецких сапог».
В Галиции похожий конфликт был между «русофилами», выступавших за сближение с Российской империей и «народовцами», которые русофилов называли «рублефилами». При этом в свою очередь, между восточными «украинофилами» и галицкими «народовцами» так же существовало неприятие. В 1890 году в Галиции Иваном Франко и Михаилом Павликом была создана «Русско-украинская радикальная партия».
Деятельность украинских и русофильских движений вызывает реакцию австро-венгерского правительства. В Австро-Венгрии 40% населения было славянским, и ее называли «тюрьмой народов», так как существовал запрет на славянские языки (словацкий, сербский, хорватский, и другие). Россия считалась центром славянства - флагом для порабощенных народов.
Славянское население Галиции назвалось «русины» и оно с надеждой и симпатией относилось к России, видя в русских братский народ. Поэтому, чтобы оторвать «русинов» о русских был изобретено название для русинов «украинцы». На деньги Генштаба Австро-Венгрии и создается «украинство».
Австо-Венгрия начинает поддерживать «народовцев», предпринимают шаги по закреплению статуса украинского языка, предоставляют возможность украинцам поступать на государственную службу, создает украинские воинские формирования.
В августе 1914 г. Австро-Венгрия развязывает геноцид против «русской партии» в Галлиции. За доносы на «русских» стали платить деньги. «Украинская партия» выдавала тех, кто с симпатией относился к России, голосовал за «русскую партию». Против «рублефилов», как их стали называть, был развернут настоящий террор - вешали, стреляли, сгноили свыше 100 тыс. в концлагерях «Талергоф» и «Трезин».
Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда помещали людей по национальному и религиозному принципу. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей земле, которая приглянулась австрийским и польским властям. В Вене был организован процесс над лидером русского движения Дмитрием Андреевичем Марковым, которого суд приговорил к смертной казни вместе с его сподвижниками.
Приговоренных «русофилов» спас, через испанского короля Альфонса-13, Николай 2-й. Смертная казнь была заменена тюремным заключением. Это было настоящее военное преступление Габсбургской монархии.)
В 1891 году Гринченко вместе с Виталием Боровиком, Иваном Липой и Николаем Михневским основывают «Братство Тарасовцев» - первой организацией провозгласившей целью создания независимой, самостоятельной Украины. В 1900 году Н. Михневский издает 23-х страничную анонимную брошюрку: «Самостийная Украина», в которой впервые выдвигает идею «украинской самостийности».
М. Грушевский обозвал Михневского фантастом. Но из национализма Н. Михневского вырос «интегральный национализм» Донцова, развившийся в фашизм и «бандеровщину». В этом же году Донцовым было создана Революционная Украинская Партия (РУП), выдвинувшая не только программу социал-демократических преобразований, но и требования автономия и национального самоуправления в составе Австро-Венгрии.
В 1902 году в результате внутренних противоречий из РУП выделяется националистическая «Украинская народная партия». Тезисы ее основателя, Николая Михневского, были ксенофобскими - «Украина для украинцев!» «Москали, поляки, венгры, румыны, евреи - это враги нашего народа, пока они руководят нами, не бери жену из чужаков». Партия придерживалась радикально-националистической идеологии и критиковала умеренные организации.
Михневский первым в 1917 году выступил за независимость Украины, основал военный клуб им. Полуботко, выступал за создание украинской армии. Но его Украинская Революционная партия (РУП) в 1917 году так и осталась «политической невидимкой», хотя восставший полк им гетмана Полуботко вышел в Киеве на демонстрацию с лозунгом «Хай живе Михневский»!
Но Петлюра, поддержанный полком им. Б.Хмельницкого уговорил полуботковцев, разоружил их и отправил на фронт. В то время Центральная Рада выдвигает лозунг: «Вильна Украина в Вильной России», выступает за автономию в составе России.
По мнению Джона Пола Химкина, украинский национализм в к.19 н. 20 века имел сильный социалистический компонент и скорее «левую» направленность. В землях западной Украины преодолевалась ксенофобия и антисемитизм. В 20-е годы были распространены симпатии к СССР.
Однако в период между первой и второй мировыми войнами, Антанта позволила соседям растерзать Западную Украину, разделить ее между Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией. Это нанесло серьезную травму национального сознания украинцев, особенно на фоне лишения украинцев в Польше некоторых прав, которыми они пользовались в Австро-Венгрии. Из этого был сделан неправильный вывод, что демократичность и социалистическое мировоззрение помешали получить Украинское независимое государство.
Основой формирования украинского национализма явились «изыскания» украинских историков, особенно Михаила Грушевского. Он выполнил необычно важную для украинцев работу - «академически и квалифицированно», обосновал отдельную историческую судьбу украинцев со времен раннего славянства.
По мнению Грушевского, «киевский период» является частью украинской истории, а не русской. Еще М.Погодин выдвинул идею» бегства «великороссов от татар из Киева. Но местный люд, тут так и оставался, считал Грушевский. Кто они были? - «руськие», просто потом они стали называться «украинцами».
Грушевский считал, что русские, явственно, без спроса, безвозмездно, безвозвратно, одолжили для себя чужое имя - «украли». ( Ничего нового не придумал Грушевский, просто «украл» идеи Франтишика Духинского!) И заставили этим исконно русских –украинцев (русинов), открещиваться потом от своего давнего имени, просто, чтоб сохранить себя, как столь же исконно отдельный народ. Так в результате творчества Грушевского, украинцы не только спокойно «осели» на своей Украине, но и обнаружил, что они из нее никуда не уходили. История, созданная Грушевским, стала основой потенциального «мазепинизма».
Украинское многомиллионное крестьянство эти историографические проблемы вообще не беспокоили. А вот профессор Грушевский «открыл», реконструировал их историческую судьбу, для тех, кого это может заинтересовать. Простой украинец, интересовавшийся своими корнями, становился «украинским националистом», или как тогда говорили «щирым» (искренним) или «свидомым» (сознательным.)
Надо отдать должное М. Грушевскому: он не пытался «укоренить» украинство глубже письменной истории, что делает ему честь, поскольку в своем «научном патриотизме» не покидал пределов разумного. Став главой Украинской Рады Грушевский написал популярную брошюрку «Хто такие «украинцы» и чего они хочуть?». В ней он писал, что украинцы потомки русских, поляков, жидов. Но главное, чтоб они «божали себя украинцами и была «мова». Брошюрки Грушевского стали раскупать, так как хотели знать, что там «накалякал новый начальник».
Это сегодня современные украинские историки ищут свои «корни» чуть ли не в шумерской и древнегреческой, цивилизации.
Видным идеологом украинского национализма был Дмитрий Донцов, родившийся в 1883 г. в семье русско-говорящего крупного землевладельца и торговца сельхозмашинами в Мелитополе. Окончил реальное училище и в 1900 году отправился в Царское село, где получил среднее образование и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В 1905-07 годах участвовал в деятельности Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), осенью был арестован и отправлен в Лукьяновскую тюрьму в Киев.
В ходе общей амнистии был освобожден без суда, уехал обратно в Санкт-Петербург, а в январе 1906 г. вернулся в Киев. В 1907 году вновь был арестован, ему грозило до 4-х лет тюрьмы, но по ходатайству родственников был освобожден на поруки после восьми месяцев пребывания в Лукьяновской тюрьме.
12 апреля 1908 г. переехал во Львов, некоторое время лечился в Закопане, где познакомился с создателем украинского «интегрального национализма» В. Липинским, отрицавшим тогда шовинизм и ксеонфобию.
В 1909 году Донцов считал главной целью украинского пролетариата свержение абсолютизма и автономию Украины в составе демократической России. Работы Донцова того времени направлены против всех украинских групп, партий которые стояли на буржуазно-националистических позициях.
С 1909 г. по 1911 год был вольным слушателем юридического факультета Венского университета, где познакомился с Марией Бачинской, на которой женился. С 1911 года занимался журналистикой. С течением времени публикации Донцова стали приобретать антироссийскую направленность, он начинает критиковать «москофильство», заявлять, что «украинство» должно «отгородиться» от России и обратиться к западноевропейской культуре.
В 1913 году выступая во Львове на студенческом съезде с докладом «Современное положение нации и наши задачи», Донцов заявил, что в грядущей войне следует ориентироваться на Германию и Австрию, и что не стать на сторону врагов России будет «преступлением перед нацией и будущим». В 1913 г. Донцов по идейным соображениям вышел из УСДРП.
4 августа 1914 года , после начала первой мировой войны, возглавил «Союз освобождения Украины» (СВУ) во Львове вместе с В. Дорошенко и призвал украинцев выступить на стороне Австрии против России. В связи с наступлением русских войск в Галиции, вместе с другими членами руководства СВУ, переехал в Вену, а в конце 1914 г. вышел из СВУ и переехал в Берлин, где возглавил Украинскую Информационную Службу (УИФ).
В годы первой мировой войны, по заданию австрийской и германской разведки занимался идеологической обработкой военнопленных украинцев, с целью привлечения к боевым действиям против России. В Берлине он издал брошюру на немецком языке под заголовком «Украинское государство и война против России», в которой доказывал, что Россию нельзя остановить на пути к всемирному господству иначе, как разделив ее. При этом отделяемые от Московской империи территории, должны представлять собой достаточно сильно автономные единицы, способные сдержать российскую экспансию.
Украина с населением 30 млн.- самая подходящая территория для этой цели, так как она имеет необходимые исторические традиции. (Вероятно он имел ввиду роль казаков в «смутное время».) Для Германии и Австрии это единственная возможность раз и навсегда избавиться от панславистской угрозы; для этого достаточно восстановить прежнюю свободу Украины и оказать покровительство этому новому государству, а тем самым обеспечить полное политическое равновесие в Европе.
В 1916 году переехал в Берн, где возглавил Бюро народов России. В конце марта 1917 года возвратился во Львов, где закончил обучение и получил степень доктора права в Львовском университете. Примкнул к Центральной Украинской Раде, где включился в работу Украинской партии землевладельцев-демократов. С 24 мая 1918 года возглавил Бюро прессы и Украинского телеграфного агентства, при гетмане Скоропадском.
С 14 ноября 1918 года, после вынужденного провозглашения Скоропадским федерации с Россией, после начала революции в Германии, выступил против него и примкнул к Директории и был направлен в Вену с дипломатической миссией. В феврале 1919 г. переехал в Вену в связи с ликвидацией украинской дипломатической миссии. В январе 1922 года получил разрешение на переезд во Львов, где проживал до сентября 1939 г. ,был редактором журнала «Литературно-научный вестник».
Под влиянием западноевропейских идей написал и издал книгу «Национализм», в которой изложил доктрину «интегрального национализма», ставшей официальной идеологией ОУН. Суть доктрины: нации находятся в перманентном состоянии конкуренции, а следовательно, войны между нациями вечны. Украинская нация, если она намерена войти на равных в уже существующий миропорядок наравне со сложившимися нациями, должна иметь иерархию.
Во главе должен быть лидер или вождь, далее – «инициативное меньшинство» - это элита или орден, под которым народ, массы или чернь. Принадлежащие к правящей касте, «не знают ни милосердия, ни человечности в отношении к личности».
Нацией, предназначенной самой природой править, по Донцову, является украинская. Якобы украинский народ — избранный, он «создан из той глины, из какой Господь создает избранные народы». Естественное же состояние русских, заявляет Донцов в своей работе под характерным названием «Московский яд», «быть рабами настоящей силы». При этом «москали» не только не избраны Богом, но и, наоборот, одержимы дьяволом, причем одержимы издавна, еще задолго до прихода к власти большевиков. Донцов уточняет: «Дьявольская одержимость [русских] проявляется всё четче перед приходом большевизма, а еще больше после его победы». Сущность же этой одержимости заключается «в стремлении поставить человеческое на место божеского».
Таким образом, война между русскими и украинцами оказывается не только столкновением расы господ и расы рабов — оно приобретает метафизический, абсолютный характер. «Темной мистикой дьявола наполнено «мессианство» московского народа. Ей нужно противопоставить мистику предназначения Украины, сознание божественного призвания Киева сломать силу зла», — заявляет Донцов в той же работе «Московский яд». В начале 20-х годов идеи Дмитрия Донцова, провозгласившего борьбу с Россией -национальной идеей украинского народа и настаивавшего на единстве с Европой при любых условиях, при любых обстоятельствах, любой ценой.
Уже в 1923 году руководимая Донцовым газета «Заграва» публикует редакционную статью «Фашисты ли мы?» В этой статье категорично указывалось, что тот «политический и морально-психологический дух», которым дышит Донцов и его сторонники, является фашизмом.
Отметим, что донцовское понимание «москалей» как метафизического врага взято на вооружение его современными последователями-необандеровцами, дорвавшимися до власти в ходе майданного переворота 2014 года. Так, Сергей Квит — президент Киево-Могилянской академии и близкий друг Яроша, ставший после майдана, в 2014—2016 гг., министром образования и науки, — в своей монографии, посвященной Донцову, писал:
«Россия — извечный стратегический и мистический враг Украины. Именно так ставит вопрос Дмитро Донцов. Там, где есть Украина, нет места для России и наоборот».
Современный историк М.Х.Смолин, отмечает, что направление философии украинского сепаратизма Донцова более радикальное, нежели ранняя позиция Грушевского, а сам Донцов был безусловный русофоб. 1 сентября 1939 г. польская полиция арестовывает Донцова и помещает в концлагерь, где он находится до падения Польши.
Выйдя из заключения, переезжает в Берлин, где находится до лета 1940 года, пока на него не подал донос в гестапо украинский эмигрант А.Севрюк. Но арестован он не был и после выяснения дела, уехал в Бухарест, где пробыл до средины 1941 года.
С началом Великой Отечественной войны вернулся в Берлин, затем в Ригу. В 1943-1944 г.г. последний раз посетил Львов и к концу мировой войны, оказался в американской зоне оккупации, затем в Париже. Советские власти внесли Донцова в список военных преступников и требовали его выдачи. Он уезжает в Великобританию, потом в США. С 1947 по 1973 г. жил в Канаде, преподавал украинскую литературу в Монреальском университете. Пытался издать журнал или наладить связи с ОУН, но неудачно.
Идеи Донцова оказывают свое пагубное воздействие на умы украинцев уже на протяжении многих десятилетий. И захватившая власть в Киеве путем переворота необандеровская клика, третирующая мирное население Донбасса как «омоскаленных недолюдей», безусловно, руководствуется расистскими идеями и концептуальными разработками Донцова.
Известно, что люди одного психологического склада и одной ментальности в одинаковых обстоятельствах думают и действуют одинаково. Однако всё это совсем не останавливает, а, наоборот, вдохновляет на «высшие идеалы» нынешних поклонников интегрального национализма Донцова, то есть обыкновенного украинского фашизма. Эти деятели, вопреки Конституции независимой Украины, вопреки решению Нюрнбергского трибунала после процессов по главным военным преступникам гитлеровской Германии, где осудил фашизм, как «преступление против человечества», самозабвенно пропагандируют сегодня идеи Донцова, идеи «интегрального» национализма, который был и остаётся обычным видом фашизма.
Дж. Армстронг в книге «Украинский национализм, факты и расследование» (М. Центрполиграф 2008 г.) писал: «мировоззрение, идеология, принципы украинского национализма и других европейских национальных движений этого периода заключались в следующем:
1. Вера в то, что нация является высшей ценностью, которой должны быть подчинены все остальные ценности.
2. Апелляция к мистической идее единства всех личностей, составляющих нацию. Обычно исходящей из предположения о том, что их объединяют биологические характеристики или необратимые последствия совместного исторического развития.
3. Подчинение рационального, аналитического мышления «интуитивно - правильными» эмоциям, иррациональность.
4. Наличие харизматического лидера, или элиты националистов-энтузиастов, которые считаются олицетворением «воли народа».
5. культ действия, войны и насилия, которые считаются выражением высшей биологической жизнеспособности нации».
Скоро исполнится 80 лет с тех пор, как Красная Армия сломала хребет фашизму и освободила Европу от «коричневой чумы». Казалось, после Освенцима и Майданека, фашизм никогда не посмеет поднять голову не только в Европе, но и во всем мире. Но с уходом из жизни поколения победителей над фашизмом, он опять поднимает голову. Раздаются обвинения в фашизме даже в «цитадели демократии» - США. Оказывается, грань между демократией и фашизмом стирается в современных условиях. Ради призрачных политических целей можно не замечать терроризма, национализма, шовинизма и откровенного расизма, оказывать политическим режимам, с признаками национализма, шовинизма и фашизма экономическую, политическую и военную помощь. Натравливать один братский народ на другой, как это было и есть в Югославии, или сейчас на постсоветском пространстве, на Кавказе, Молдове, Украине.
Открытая пропаганда ненависти к русским в странах Запада, разве это не фашизм? Двойные стандарты во внешней политике разве это не фашизм? Диверсионные акты на российских газопроводах, сокрытие фактов расследования, разве это не фашизм? Фальсификация истории, разве это не фашизм?
После прихода НСДАП к власти в Германии Дмитрий Донцов опубликовал биографии Гитлера и Муссолини, перевел «Майн кампф» на украинский язык. В своей статье «Фашисты ли мы?», он писал: «Политический и морально - психологический дух, которым дышат украинские националисты, бесспорно, является фашизмом». Степан Бандера в 1940 г. заявлял: «Эти новые национальные движения носят разное название в разных странах: в Италии - фашизм, в Германии - гитлеризм, у нас - украинский национализм».