Найти тему

Мифологическое "последнее время". Роман Шамиля Идиатуллина

*осторожно, спойлер

Идиатулин создаёт интересный, удивительный и во многом уникальный мир. Читаешь и понимаешь, почему наши сказки, поверья, приметы — лишь мертвые скорлупки живого мифа, когда действительность определялась иными законами, а договор людей с богами был не вымыслом, а такой же реальностью, как сейчас для нас какой-нибудь кредитный договор.

Итак, на реке Итиль (Волге) обитают три народа, которые отличаются друг от друга не меньше, чем эльфы, гномы и орки. Мары, степняки и шестипалые (потому что считают дюжинами, будто у них по шесть пальцев). Времена доисторические, дописьменные. Жива волшба, исток которой: зарок людей с богами, духами неба и земли.

Мары — самый интересный народ. Они в центре повествования, хорошо придуманы и любовно выписаны. Живут в раю, то есть в полной гармонии с природой, которая защищает (не пускает чужих), кормит (молоко идёт из какой-то молочной мышцы), одевает (одежда зреет на деревьях) и даёт кров (мары выращивают себе дома и мебель). У шестипалых — мрачное средневековье. У степняков — темная магия, основанная на кровавых жертвах. Написано все так, что поначалу дух захватывает: ах, это же наше Средиземья, наша битва Престолов. Но к финалу все как-то смешивается в одну затянутую батальную сцену, которая заканчивается непонятно чем. Вроде как все или почти все мары убиты. Вроде как должна начаться война между степняками и шестипалыми. И вроде как река Итиль перестала делиться на три разных мира, а объединилась в один общий, непонятный пока никому, даже автору, мир. Разочаровывает, что главные герои, которые так подробно и интересно прописаны, со множеством отсылок и крючков, просто брошены в неопределенности. Я дочитала, а потом несколько раз спохватывалась — надо же дочитать, и с трудом вспоминала, что уже все, финал. Он показался мне настолько невнятным, что я забыла его уже на следующий день.

Размышляя над прочитанным, вспомнила роман Дмитрий Быкова «ЖД», в котором «васьки» (коренной народ России) строил круговую жд-дорогу. Альтернативная мифология Идиатуллина перекликается с основной идеей альтернативной истории романа «ЖД». Там тоже три народа: «коренные», лишённых всякой корысти дурачки, а также хазары с норманнами, которые вот уже несколько веков воюют друг с другом, являясь оккупантами этой земли. Но управляют войной, в также сменой времён года, урожаями и погодой истинные хозяева, «коренные васьки», которым доступна высокая белая волшба «мар», и цель их — закольцевать время. Шамиль Идиатуллин будто бы написал приквелл, как в стародавние времена кончилось  время цикличного существования в гармонии с природой, а на смену ему пришло прямолинейное и жестокое время прогресса и войны.

Ещё о финале. Надеюсь, автор напишет продолжение. Оно просится, на мой взгляд. Иначе остаётся разочаровывающее ощущение скомканности. Как от сериала «Игры Престолов». Или романа Дарьи Бобылевой «Вьюрки», который я прочла перед этим. Может, такова проблема любой мифопрозы? Ведь как можно закончить миф? Либо все умерли, либо — переместились в иной мир, что опять означает «все умерли». Но удалось же Богатырёвой удачно закончить свою «Кадын», ее миф заканчивается христианством, когда одна "избранная" жертвует собой ради всех и этим начинает новое время. Идиатуллин и Бобылева тоже пытались принести в жертву одного из героев. Но у них это не срабатывает. Почему? Может, не слишком ясна цель и результат жертвы? Или авторы сами не до конца знали, в какой «новый мир» всех ведут, да и не хотели в него, ведь им так хорошо в старом, придуманном ими мифологическом пространстве-времени, что ни авторы, ни читатели не хотят из него выходить.