269 подписчиков

СОСТОЯНИЕ НЕУСПЕХА ИЛИ ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕ НУЖНО СТАВИТЬ ДВОЙКИ

 Точно не помню в каком классе, скорее всего в третьем, пришел новенький мальчик в класс моей дочери. Класс у нас был очень дружный, «подобранный», мотивированный и адекватный.

Точно не помню в каком классе, скорее всего в третьем, пришел новенький мальчик в класс моей дочери. Класс у нас был очень дружный, «подобранный», мотивированный и адекватный. Во главе стоял классный руководитель и по совместительству психолог. Дети в классе достаточно свободно общались, выражали свои мысли, девочки дружили с мальчиками, активные, успешные. Способные, творческие ребята из «хороших» семей, с заинтересованными родителями. Думаю, понимаете, что я имею ввиду. И вот появляется мальчишка, учится очень плохо, грубит, матерится, срывает уроки, по отношению к одноклассникам ведет себя подло. С девочками совсем общаться не умеет. Дети по очереди приходят домой и рассказывают, как и кого сегодня обидел новенький. Родительское недовольство постепенно нарастает. Как один маленький ребенок способен внести дискомфорт и разбалансировать такой прекрасный, успевающий и дружный класс! Потянулись мамы к классному руководителю за разъяснением ситуации. Все возмущены, предлагают выгонять его с уроков, ставить двойки за поведение и вообще отчислить из нашего идеального класса. Ведь успеваемость у детей падает, амбиции растут, а вот навык общения с «другими» детьми, не такими как они сами, полностью отсутствует. Мне в этом смысле повезло, к моей дочери он не цеплялся и вообще она была ему не интересна в плане общения. Но общая атмосфера в классе накалялась. Подогрели ситуацию и слухи о том, что мальчика уже третий раз переводят из класса в класс.

Сразу забегая вперед, скажу, что и наш класс не стал исключением, уже после нового года его перевели не просто в другой класс, а даже в другую школу. Спустя некоторое время, я несколько раз видела его на остановке все с той же няней. Милая, скромная женщина старалась изо всех сил, казалось, мальчишка даже слушался ее, а может она и была единственным близким ему человеком. Моя дочь, видимо потому, что не получала от него подлостей и неприятностей, жалела этого мальчика, но особого расстройства после его отчисления не испытывала.

Однажды я ждала дочку с танцев, она занималась в актовом зале школы. Слоняясь по коридорам школы (тогда это было еще позволено родителям), я увидела, что наша классная руководительница еще не ушла, хоть было уже около шести вечера. Я заглянула, и она пригласила зайти. Мы долго разговаривали, об успехах дочки, о поездках и общих школьных темах и дошли и до этого мальчика. Я аккуратно поинтересовалась у нее как у психолога, причиной его поведения. Вот тогда я впервые услышала этот термин «состояние неуспеха». В моем школьном прошлом учителя мотивировали двойками, заставляя ребенка исправлять их. А здесь оказалось, наоборот, чем больше двоек получает ребенок, тем больше он убеждается в своем неблагополучии как ученик, тем больше неуверенности, отторжения к учебе и желание доказать, что так и есть я двоечник и все! Тогда я до конца не поняла всю эту психологическую цепочку, и вот спустя несколько лет до меня дошли ее слова, причем коснулось это меня самой. Что же испытывает человек в этом состоянии неуспеха?! Около полугода назад я решила заняться спортом, в своем почтенном возрасте (скромно скажу мне за сорок), и не просто спортом, а большим теннисом. Ну то, что это было очень сложно начать и вообще перебороть свой страх, стеснительность и прочие проблемы, сейчас я опущу. Сейчас о другом… Спустя три-четыре месяца у меня стало получаться играть. Должна отметить, что группа начинающая, все на нулевом уровне, все плюс минус в одинаковых условиях. Я бежала на тренировки, с каждым новым своим достижением я просто кайфовала, столько энергии, положительных эмоций. А уж когда удавалось обыграть своих одногруппников - просто чувство эйфории. В какой-то момент показалось, что мне удалось выйти в лидеры группы. Но…пока я и сама не понимаю, что именно произошло, но в какой-то момент я стала чувствовать, что игра не клеится, все повышают свой уровень игры, а я топчусь на месте. С каждой новой тренировкой мои опасения подтверждались, и я играла все хуже и хуже. В конце концов я четко осознала, что играю хуже всех, как будто я первый раз пришла на тренировку. ВОТ ОНО СОСТОЯНИЕ НЕУСПЕХА. Первое, что появилось это неуверенность и сомнения. Еще месяц назад я выбегала к мячу и уверенно «гасила» по нему, а сейчас я робко приближаюсь к нему и не понимаю, как ударить. Рука не слушается и нелепо исполняет удар. Ощущаю разочарованный взгляд тренера и сочувствующее отношение команды. Если еще некоторое время назад они радовались, играя со мной в паре, то теперь не каждый захочет быть в команде со слабым игроком. Что происходит внутри! Я чувствую, что злюсь на себя, на тренера, на команду. Появляется обидное чувство, ловлю себя на том, что «срываю урок», точнее нарушаю правила. Нужно вести счет и выиграв гейм переходить на другую сторону корта, я же осознанно не хочу считать. Я взрослый человек!!! Но это состояние неуспеха меняет мое поведение. Выходя с тренировки, я больше не чувствую радости, энергии и удовлетворения. Ощущение, что мне поставили двойку при всем классе у доски. Я уже не бегу на тренировку, заранее испытываю чувство неуверенности и стыда, что опять ничего не получится. Я опытный, взрослый человек! Возможно, кто-то из команды также может подумать: «Зачем нам это слабое звено в нашем устоявшемся успешном коллективе? Переведите ее в другой класс!»

Конечно, я взрослый человек и надеюсь справлюсь со своим неуспехом, хотя не буду врать, промелькнула мысль бросить этот теннис, чтобы не позориться и не чувствовать, что ты хуже всех. Это отвратительное чувство, способное замкнуть любого, а тем более ребенка. Вот он маленький, беззащитный, у него не получается, не понимает, а взрослые учителя позорят его перед всем классом, одноклассники смеются, родители ругают. Он бы и рад бросить эту школу, но...приходится изо дня в день сталкиваться снова с этими чувствами. Если весь класс понял задание, а один ребенок не смог - это не повод считать его бездарным или тупым. Вот стою я на корте, и тренер объясняет как нужно выполнить этот удар и я одна не могу это сделать!!! ПОЧЕМУ?! Этому нет объяснения и все может измениться. Не загоняйте детей в угол, не создавайте для них атмосферу неуспеха, поддерживайте, убеждайте, что он лучший, все получится и результат не заставит себя долго ждать. Даже взрослому человеку одобрение от тренера и поддержка команды придает сил и желания бороться и стремиться исправить ошибки, выйти на новый уровень. А ребенку обязательно нужно говорить о том, что он способный, растить в нем уверенность и желание бороться.