БАБА-ЯГА: «Я ОСЛУШАНЬЕВ НЕ ТЕРПЛЮ!»

Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла». Мастер-класс по изготовлению сказочного персонажа своими руками

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».

Русская Баба-Яга - это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга - это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-2

На самом деле это - первая помощница, мудрая советчица, иногда гостеприимная хозяйка. Она всегда расскажет, где живой воды раздобыть, как Жар-птицу поймать, где от врагов спрятаться и как приобрести верных друзей.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-3

19 апреля 2024 года, в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла», для читателей, интересующихся славянской культурой, состоялась творческая мастерская «Кукла Баба -Яга».

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-4

На нем наши рукодельницы – дети и взрослые - чуть ближе познакомились с героиней русских народных сказок, посмотрели мультфильм, побывали на костюмированном театрализованном представлении с участием Бабы -Яги, послушали ее частушки – советы.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-5

Ох, метла моя, метла!
Куды ж меня ты занесла?
Вот ведь транспорт мне достался!
Навигатор, что ль, сломался?!

Метла! Приказываю, стой!!
Я ослушаньев не терплю!
Дай только доберусь до курьих ножек,
Тобой я печку, негодяйка, растоплю!
Ой, скажи, честной мне люд,-
Мастер-класс, случай, не тут?

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-6

130 лет- для женщины не возраст,
Щас в ход пущу я всю свою красу!
Жаль космы не помыла «хелден шолдерс»,
Да бородавки разрослися на носу.

Вижу барышня сидит
Только странный что-то вид!
Бледновата, красный нос,
А не мучает ль понос?

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-7

Тут в чулане пошмонала,
Да лекарств насобирала!
Обыщи весь белый свет,
Лучше снадобьев - то нет!

Первый мой совет такой-
Чтоб остаться молодой,
Мажь навозом ты лицо -
Будет гладким, как яйцо!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-8

За фигурою следи,
Меньше езди - всё ходи!
Чтобы формы не обвисли
Обособо спереди!

Чтобы талия была,
Жиром, чтоб не заплыла
На ночь только хрен да редька,
Да любовные дела!

Чтобы тонус поддержать -
На метле учись летать!

Равновесье на метле,
Не такое, как в седле!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-9

Вот из плесени кисель!
Не пила его досель?
Так попей, когда начнется
В организме карусель!

Он на вкус не так хорош,
Но зато снимает дрожь!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-10

А простуда - не беда!
Съешь букашку из пруда!
Нет надежней медицины,
Чем природная среда!

Если в сердце заболит,
А в груди огнем горит,
Это значится, девица,_
У тебя энцефалит!
Съешь осиновой коры,
И взбодришься до поры!
Чай, не химия какая!
Чай, природные дары!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-11

А давленье долбанет,
Спробуй заячий помёт!
Он куда целебней мёда,
Хоть по цвету, вроде, мед .

Он на вкус, конечно, крут,
От него бывает мрут!
Только те, кто выживают -
Все до старости живут!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-12

А захрумкает в спине,
Не сиди на бюллетне!
Нагишом сигай в крапиву,
И катайся при луне!

А когда тебе, дружок,
Ночью душною не спится,
Пей отвар блошиных ног!
Будешь дрыхнуть, как хорек!

Вот и весь - то мой наказ!
Как, повеселила вас???

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-13

А потом попробовали своими руками изготовить народную обереговую куклу-мотанку. Заодно узнали для себя много нового.

Конечно, чтобы понять роль Бабы-Яги в народной культуре и литературе, нужно снова прочесть сказки и предания и сравнить их с обрядами древних славян. Народная мудрость утверждает, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А где находятся предки?

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-14

С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. И чтобы получить какие-то знания, нужно обратиться в потусторонний мир, к опыту предков. Именно это и делают сказочные герои, ведь только тот, кто соблюдает традиции, обретает все блага на Земле.

Баба-Яга является главой потустороннего мира. Она - отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины. Вероятно, Баба-Яга символически представляет Великую Мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных. Великая Мать связана с потусторонним миром мертвых. Она - женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-15

Образ такой «ведающей» женщины и послужил основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей и стремящейся изжарить их в печи. Ее цель - «убить» ребенка, чтобы родился мужчина. И еще.

…Когда-то на Руси существовал замечательный обряд - «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на заговоренное раскатанное тесто и заворачивала в него дитя, после чего на хлебной лопате запихивала в теплую печь. Печь символизировала женское лоно. Там малыш «допекался» - становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-16

Вот так и оказался сказочный Иванушка на лопате у печи…

С уходом матриархата мужчины все взяли в свои руки, низвели практически все женские образы и сделали их второстепенными. От прекрасной женщины-прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка…

Но дух в Бабе-Яге еще жив! Свои магические знания она не растеряла! Ни в одной сказке никого Баба-Яга не убила. Не зафиксировано ни одного текста, где бы она съела хоть одного человека! Угрожала - да. Но все ее враждебные действия носили лишь предупредительный характер!

Поэтому тряпичная народная кукла Баба - Яга может стать отличным домашним оберегом и, подобно домовому, хранительницей домашнего очага.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-17

Материалы и инструменты

1. Светлая (не белая) ткань для лица, например, мешковина, 17х17 см.

2. Наполнитель (вата, поролон, синтепух).

3. Кусочек спички или палочки, 1см.

4. Палочка или веточка шириной с палец, длиной 14-16 см.

5. Плотная ткань для скрутки (для устойчивости куклы).

6. Две полоски светлой цветной ткани для рук, 13х13 см

7. Две полоски светлой ткани для ладошек, 4х9см.

8. Лоскут светлой цветной ткани для нижней рубахи, 18х25 см.

9. Темная ткань для юбки, 13х35 см.

10. Лоскуток ткани для фартука.

11. Лоскуток флиса или меха для жилета, 7х19 см.

12. Лоскут треугольный для платка.

13. Веточка, мех или лыко - для метлы.

14. Лен сантехнический или нитки (под седину) - для волос.

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-18

Порядок работы

В лоскут ткани для лица кладем кусочек спички для формирования носа. Нос обматываем ниткой. Далее в лоскуток с носом кладем наполнитель и формируем голову. Приматываем голову к палочке-основе. Для устойчивости куклы приматываем на нижнюю часть палочки-основы опору-скрутку из плотной ткани, диаметр скрутки должен получиться 4-5см.

Лоскут ткани для ладошек складываем вдоль в 4 слоя. Сгибаем заготовки ладошек пополам и приматываем к рукавам. Выворачиваем. Приматываем руки к шее куклы. Далее выворотным методом приматываем к шее куклы нижнюю рубаху. Делаем юбку любым удобным способом, выворотным или внахлест. Можно сделать юбку из разных лоскутков. Надеваем (приматываем) фартук.

Лоскут, из которого будем делать безрукавку - душегрейку, разрезаем пополам до середины и делаем вырез для горловины. Надеваем душегрею, приматывая ее к поясу нитками или тесьмой.Делаем льняные (седые) волосы, приматывая по шее часть прядей со стороны спинки и оставляя несколько прядей спереди. Из тех, что остались спереди, можно сплести косы. Завязываем платок, поднимая концы наверх, как у гоголевской Солохи. Делаем метлу: приматываем к палочке мочало, сантехнический лен или сухую траву. Даем метлу бабушке в руки (вставляем метлу в ладошки).

Наша кукла готова!

 Фоторепортаж после творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».-19

P.S. https://vk.com/album-46420619_302664849 - вот в этом фотоальбоме - «Лесная колдунья Баба-Яга» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе творческой мастерской в модельной библиотеке «Фолиант», прошедшей 19.04.24. в рамках проекта «Русский фольклор и народная обереговая кукла».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волкова Я. В. Детские куклы и обереги/ Яна Волкова/ Ред. М. Соколовой. - М.: «Хоббитека», 2023 .- 88 с. , цв. илл. - (Серия Русская тряпичная кукла»)

2. Волкова Я. В. Хранители дома и семьи/ Яна Волкова/ Ред. М. Соколовой. - М.: «Хоббитека», 2021 .- 136 с. , цв. илл. - (Серия Русская тряпичная кукла»)

3. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками/Виталина Долгова/ ред. Е. Силенко. - М.: «Феникс», 2016. - 96 с. - (Серия «Город мастеров»)

4. Крючкова О. Обереги древних славян: арт-терапия. - М: « Феникс», 2017.-30с.

5. Морева М. Старославянские куклы обереги. Дар предков современной женщине. - М.: «Контэнт», 2015. - Стр. 64.

6. Обереги своими руками на здоровье, удачу, богатство и любовь/Сост М.А. Никулина.-М.: Изд-во «Газетный мир», 2016. - Стр. 73-80. - 96с.

7. Погодина И. КуклЁшки, украшения. Народные куклы-обереги/ Ирина Погодина//

https://www.livemaster.ru/topic/2880679-narodnye-kukly-oberegi

8. Санжарова О. Лоскутные друзья/Оксана Санжарова//Крестьянка.- 2009.- №12.- Стр. 32-33.

9. Скляренко О.А. Славянские куклы -обереги на удачу и женское счастье/Оксана

19.05.24. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com . Тел.: 30-78-00.