24,1K подписчиков

«Роллс-Ройс» для вождя: почему Ленин ездил на непролетарском автомобиле?

136 прочитали

Когда в историческом музее в Москве я впервые увидела этот роскошный автомобиль и узнала, кто на нем ездил, то первая мысль была оправдательная, мол остался с царского гаража - не выбрасывать же, вот Ленину и достался. Но сюжет этой истории оказался намного интересней.

О «Роллс-Ройсе» Ленина ходит много легенд. Одни говорят, что это действительно автомобиль из царского гаража, другие утверждают, что это машина 1916 года выпуска, приобретенная в 1920 наркомом внешней торговли Красиным в знак установления торговых отношений молодого советского государства с Великобританией. Но разгадка иная.

Дату изготовления и заказчика конкретного «Роллс-Ройса» легко вычислить по серийному номеру. У этого автомобиля он 17KG. По данным фирмы-изготовителя этот автомобиль изготовлен по заказу советского правительства в 1922 году.

Серийный номер автомобиля "Роллс-Ройс" Ленина. Фото с ресурсов исторического музея
Серийный номер автомобиля "Роллс-Ройс" Ленина. Фото с ресурсов исторического музея

«Серебряный призрак»

Он прекрасен: открытый кузов фирмы Баркер (Barker), эмблема Роллс-Ройс (Rolls-Royce) на капоте в виде статуэтки крылатой богини Ники, наклонившуюся на встречу ветру - «Дух экстаза». На фронтоне знаменитый логотип фирмы из первых букв имен основателей инженера-конструктора Генри Ройса и автогонщика и предпринимателя Чарльза Роллса – две переплетающиеся латинские литеры «R». Три тонны веса, 4,5 метров в длину. Это редкий представитель легендарной первой серии «Серебряный призрак» (“Silver Ghost”). Почему такое название у первенца Роллс-Ройса?

В отличие от многих других марок автомобилей того времени, которые тарахтели и пыхтели, Роллс-Ройс ехал почти бесшумно, подкрадывался мягко и незаметно, словно призрак. Мотор работал настолько плавно и тихо, что поставленная ребром на капот «Роллс-Ройса» монета» не падала при работающем двигателе. Определение «серебряный» автомобиль получил по выставочному образцу 1907 года серебристого цвета.

За 19 лет, которые выпускалась модель «Серебряный призрак», было произведено 8412 автомобилей. Они разлетелись по всему свету и принесли фирме мировую славу. 78 из них были проданы в Россию.

Роллс-Ройс в царский гараж

Первый Роллс-Ройс в России появился в 1911 году. Его приобрел Великий князь Михаил Романов, брат императора Николая II. Спустя два года «Роллс-Ройсы» серии «Серебряный призрак» появились и в императорском гараже. Они предназначались для дочерей Николая II. Хотя сам император к этой марке был равнодушен и предпочитал роскошные автомобили французской фирмы Делоне-Бельвиль (Delaunay-Belleville).

В императорском гараже было более двадцати легковых автомобилей. После февральской революции 1917 они стали достоянием Временного правительства, а с октября 1917 служили Совету Народных Комиссаров Советской республики.

К 1917 году владельцами автомобилей «Роллс-Ройс» в России помимо царской фамилии были представители около трех десятков самых богатых и знаменитых семей России. В их числе граф Сумароков-Эльстон, Феликс Юсупов, владельцы бакинских нефтяных промыслов братья Нобели и другие.

Первый служебный автомобиль Ленина

Свою первую поездку по Петрограду Председатель Совнаркома Ленин совершил 27 октября 1917 на французском лимузине Тюрка Мери (Turkat Méry). Почему из огромного числа автомобилей бывшего императорского гаража был выбран именно этот автомобиль? Все дело в водителе. За этим автомобилем был закреплен С. Гиль – самый лояльный к новой власти из всех бывших царских водителей.

До февральской революции этим автомобилем пользовалась великая княжна Татьяна – старшая дочь Николая II. После его облюбовал Керенский. А потом на этом автомобиле ездил Ленин.

Как создавалась автобаза Совнаркома?

Автобаза Совнаркома хотя и была изначально создана на основе императорского гаража, но постепенно принцип подбора автомобилей изменился. Для поездок Ленина выбирались те автомобили, которые были в наилучшем состоянии. Первоначально это были «Делоне-Бельвили», постепенно их сменили «Роллс-Ройсы».

Почему отдали предпочтение именно Роллс-Ройсу?

Любой автомобиль требует ремонта. В суровых реалиях того времени поддерживать в рабочем состоянии иностранные автомобили было крайне сложно. Они были слишком ненадежны, другие слишком «нежные», таким как раз, по воспоминаниям руководства автобазы, оказался любимец индийских махараджей роскошный британский автомобиль Нэпир (Napier).

Главной проблемой оказалось отсутствие запчастей. Молодое советское государство оказалось в кольце экономической блокады. Ни купить новые автомобили, ни достать запчасти на уже ввезенные возможности не было. Приходилось даже разбирать два автомобиля одной зарубежной марки, чтобы собрать один.

Почему советское руководство отдавало предпочтение зарубежным автомобильным маркам? Почему после революции перестало существовать собственное производство легковых автомобилей? Об этом небольшой исторический экскурс ниже.

Когда появился первый российский автомобиль?

Первый российский автомобиль был построен и продемонстрирован в 1896 году изобретателями Яковлевым и Фрезе. В последующие годы в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году. (26 мая) 8 июня 1909 года из его ворот выехал первый серийный автомобиль российского производства — «Руссо-Балт».

«Руссо-Балт» представлял собой изящную двухместную машину серого цвета с 24-сильным 4-цилиндровым двигателем. Эти автомобили собирались из узлов и деталей иностранного и российского производства. Разрабатывала и изготавливала их бельгийско-русская команда под началом молодого бельгийского конструктора Жюльена Поттера. Машины пользовались устойчивым спросом и неплохо проявили себя и в российских, и в международных автогонках.

Они получили репутацию надежных и выносливых машин, а также признание официальных кругов. Даже со стороны императорского гаража в 1913 году был сделан заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

Автомобили с успехом экспонировались на пяти выставках, в том числе в международных автомобильных салонах 1910 и 1913 годов в Петербурге, и были отмечены пятью золотыми медалями.

Завод также начал получать государственные заказы от российского военного ведомства. Большая часть автомобильного парка российской армии состоял из машин «Руссо-Балт». Примечателен тот факт, что у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

Кроме того, большую часть деталей, узлов и механизмов завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

Русско-Балтийский вагонный завод занимался выпуском автомобилей крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям. Известен документально факт, свидетельствующий о том, что один из автомобилей, выпущенных в 1910 году, под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошел 80 тыс. км без серьёзных поломок и ремонта.

В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.

Начало истории автопрома СССР было положено в 1924 году выпуском первого советского грузовика АМО-Ф-15, прообразом которого стал итальянский автомобиль FIAT 15 Ter. Но это уже совсем другая история.

Торговое соглашение с Великобританией

В 1921 г. молодое советское государство подписало торговое соглашение с Великобританией. Появилась возможность приобретать запчасти и автомобили, потребность в которых постоянно возрастала. Осенью 1921 года в советский правительственный гараж поступили два купленных в Англии подержанных «Роллс-Ройса» 1916 и 1920 годов выпуска.

Надежный автомобиль – символ устойчивости советской власти

После Гражданской войны началось дипломатическое признание советской России. Появилась возможность покупать импортные автомобили разных марок. Автомобиль становился неким показателем стабильности в стране и устойчивости советской власти.

Для обеспечения безопасности вождя 1 января 1921 года отдельно от гаража СНК стал функционировать Гараж Особого назначения (ГОН), который обслуживал только Ленина и членов его семьи.

В 1921 году для правительственного гаража была подана заявка о закупке пятнадцати «Роллс-Ройсов». Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) тут же возразил, мол, зачем покупать дорогие «Роллс-Ройсы», когда есть возможность купить более простые немецкие «Мерседесы» - торговое соглашение в Германией к тому времени уже было подписано.

«В своём ответе ВСНХ начальник автобазы Совнаркома А. П. Медведев утверждал: во-первых, за несколько лет работы с автомобилями разных производителей специалисты убедились, что «Роллс-Ройс» является самым надёжным, а значит, и наиболее безопасным автомобилем для перевозки первых лиц государства; во-вторых, «Роллс-Ройс» гораздо реже требует дорогостоящего ремонта, а «наша страна не настолько богата, чтобы покупать дешёвые автомобили»; в третьих, в правительственном гараже было сконцентрировано максимальное количество «Роллс-Ройсов», сотрудники автобазы искали их по всей стране, отдавая взамен машины других марок из царского гаража. Медведев настаивал на покупке автомобилей марки Роллс-Ройс, поскольку именно они могли обеспечить бесперебойную работу автобазы Совнаркома» - приводит факт Государственный исторический музей (Источник 1).

Заказ на «Роллс-Ройсы» был направлен в Англию в 1922 году. Всего для правительственного гаража удалось приобрести только три автомобиля, а не пятнадцать. Связано это с тем, что англичане настояли на продаже новых машин, а не подержанных. Все три правительственных «Роллс-Ройса», купленных в 1922 году, сохранились: один находится в Государственном историческом музее в Москве, второй – в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, третий – в музее-заповеднике «Горки Ленинские».

«Непролетарский» автомобиль вождя

Первый новый «Роллс-Ройс» прибыл в Советскую Россию летом 1922 года. Именно он хранится сейчас в Государственном историческом музее в Москве. На нём был установлен усиленный мотор мощностью в 55 лошадиных сил, скорость он развивал до 110 км/ч.

Именно этот автомобиль был передал вождю и стал его постоянным служебным автомобилем. А начиная с 1923 года, в последние месяцы жизни Ленина, был предоставлен ему не только для служебных, но и для личных целей – прогулок для восстановления здоровья после инсульта.

После смерти Ленина «Роллс-Ройс» продолжал работу в автобазе Совнаркома и в разных организациях, подтверждая своей долгой службой обоснованность выбора автомобиля именно этой марки для правительственного гаража в том далёком и непростом 1922 году.

В 1937 году автомобиль побывал в серьезной аварии.

В 1959 г. рабочие Московского автомобильного завода им. Лихачева восстановили ленинский «Роллс-Ройс», и он своим ходом доехал до Красной площади. За рулем был Борис Николаевич Курбатов – спортивный гонщик, лидер спортивной команды ЗИС в 1950х-1960х годах, мастер спорта СССР.

Наши дни

В начале XX века высокая стоимость автомобиля являлась гарантией его качества и надежности.

В начале XXI века капитализм больше не заинтересован в изготовлении качественных, надежных и долговечных вещей. «Фаст-фуд» от автопрома – это то, чем нас «кормят» сегодня. Как впрочем, относится это не только к автомобилям. Цена больше не является гарантией качества. Интересно, а какую бы автомобильную марку выбрали бы сегодня для Гаража Особого назначения Ленина?

Источник информации. При подготовке статьи использованы данные Государственного исторического музея. Блог исторического музея.

Автомобиль "Роллс-Ройс" 1922 года выпуска на котором ездил Ленин. Государственный исторический музей, Москва. Фото Жанны Швыдкой
Автомобиль "Роллс-Ройс" 1922 года выпуска на котором ездил Ленин. Государственный исторический музей, Москва. Фото Жанны Швыдкой

Дорогие друзья! Мой канал просветительский. Он существует только благодаря вашей поддержке. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - отправьте любую сумму через банковский платежный сервис по этой ссылке. Это придаст сил и оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала.

1. Кто и зачем стремится разрушить мавзолей Ленина? Кто за это платит?

2. Почему у большевиков получилось, а буржуазия и самодержавие не смогли?

3. Почему разрушение СССР стало началом разрушения России? Кто он, идеологический оборотень и кардинал перестроечной вакханалии?

4. Почему либеральное российское государство не празднует 7 ноября – годовщину Великой Октябрьской социалистической революции?

5. Почему не состоялся рывок в цифровой социализм? Какие противоречия системы убили СССР?

6. Почему либерально-капиталистическая Россия создавалась как анти-СССР? Где выход из идеологической ловушки?

7. Как СССР попал в ловушку, пытаясь выбраться из экономического провала Хрущева? Почему реформа Либермана- Косыгина оказалась Троянским конем?

8. Какой была формула Мао при оценке Сталина? Почему Китай и СССР разорвали отношения?

9. Социализм вновь впереди: почему у российского «Москвича» китайское «лицо» и когда в России будет отечественный автомобиль?

10. «Я не верю в доброту буржуазии». Стенограмма беседы Сталина с английским писателем Г. Уэллсом. Полная версия

Ссылки на мои книги

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

1. Печатный формат на Ozon

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес

3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора.

#история #СССР #автомобили #Ленин #Сталин #советскаявласть #правительство #социализм #роллсройс #император #революция #писатели #жаннашвыдкая книги #литература #культура #музей #финансы #деньги #война #власть #политика #общество