Хотя режиссер Алексей Герман-младший начал карьеру с впечатляющего дебюта "Гарпастум", его последующие работы, такие как "Довлатов" и "Дело", свидетельствуют о шаге назад в его творчестве. "Воздух" должен был стать моментом истины, но, к сожалению, оказался позднемихалковской трэш-мелодрамой.
Действие фильма разворачивается в эскадрилье вблизи блокадного Ленинграда, куда прибывают юные летчицы. Их командир, полковник Астафьев (Сергей Безруков), сыплет афоризмами и потягивает трубку, добавляя драматизма через напыщенную манеру речи. Девушек встречают токсичные мужчины-солдаты, предвзято относящиеся к женщинам-пилотам.
Главная героиня Женя (Маргарита Быстрицкая) присоединяется к эскадрилье, столкнувшись с трагическим прошлым, что должно вызывать сочувствие. Однако ее персонаж остается плоским и невыразительным. Излишняя концентрация на Жене приводит к пренебрежению второстепенными героями, чьи имена зрители едва могут вспомнить, не говоря уже о раскрытии их характеров.
Повествование часто прерывается навязчивыми попытками подражать позднему Михалкову. Эпизод с расстрелом родителей Жени и ее последующим отречением от них выглядит искусственным и надуманным. Расстрел лошади как символический акт жестокости кажется чрезмерно мелодраматичным и не оправданным с точки зрения сюжета.
Сцены воздушных боев лишены динамики и напряжения. Летчицы сидят в самолетах как пассажиры, а не как пилоты, которым необходимо контролировать обстановку. Визуальные эффекты производят впечатление устаревших и непритязательных.
Кичливые персонажи, такие как герой Безрукова, произносят возвышенные речи, но их действия лишены смысла и последовательности. Лейтмотив фильма - мрачная депрессия, которая, однако, переходит в фарс.
Фильм страдает от нехватки бюджета, что ограничило масштаб событий. Сценарий, напичканный нелогичными поворотами сюжета и неадекватными персонажами, усугубляет ситуацию.
Несмотря на известные имена в актерском составе, их усилия оказываются тщетными из-за слабых диалогов и поверхностных характеров.
"Воздух" разочаровывает на всех уровнях: как военная драма, как триллер и как простое художественное произведение. Предсказуемый, искусственный и лишенный драматического напряжения фильм не стоит потраченного времени.