71-летний мужчина из Льежа сдал сперму для "научных целей" в 1970-х годах и только недавно узнал, что её использовали для зачатия детей. "Я был в шоке, когда получил электронное письмо от донорского ребёнка. Меня обманули".
Четыре года назад 71-летний Жан (имя изменено) получил в подарок от жены тест ДНК. С его помощью он мог использовать MyHeritage.com, американскую коммерческую базу данных ДНК, для поиска далёких предков, в том числе в других странах. Он думал, что это хороший план. Но все обернулось иначе.
"Быстро, очень быстро я получил два электронных письма. Первое - от самой компании MyHeritage. Они сообщили мне, что у меня есть два хороших совпадения. Было две ссылки: на человека в Люксембурге и на человека в Лимбурге. Затем мужчина из Лимбурга тоже прислал мне письмо. Он сообщил, что подозревает, что я его отец-донор, и просит связаться с ним. Франшиза? Я был в шоке! Сколько еще сообщений последует?"
1000 франков за раз
Жан сдавал сперму еженедельно в течение пяти лет в 1970-х годах. Тогда ему было от 20 до 25 лет, и он изучал архитектуру в Брюсселе. "Его друг учился на медицинском факультете Брюссельского свободного университета и рассказал мне, что один из его профессоров, доктор Шойсман, ищет доноров спермы для научных исследований. Он платил за это: каждый раз мы получали по 1000 франков (сейчас это равно 25 евро, но тогда это был щедрый недельный бюджет для студентов. На эти деньги я оплатил свою учебу. Но я бы никогда не стал этого делать, если бы знал, что на самом деле задумал доктор. Я делал это исключительно ради науки".
Доктор, о котором идет речь, работал в AZ-UZ Jette (VUB), больнице Ван Хельмонта, Brugmanziekenhuis, а также имел частную практику. Он оставался активным до начала 2000-х годов.
"Этот врач поступил со мной очень несправедливо, - говорит Жан. - Я чувствую себя обманутым. Я знаю, что он умер, что его частной лаборатории больше не существует и что его документы были уничтожены. По крайней мере, я надеюсь, что современные лаборатории искусственного оплодотворения будут действовать более корректно. Мы, граждане, теперь имеем право на собственный образ, и мне кажется очевидным, что мы также имеем право на собственные гены".
Двойной приз
45-летний Том только несколько лет назад узнал, что был зачат с помощью донорской спермы. "Мои родители сами рассказали мне об этом. У меня было беззаботное детство, и у меня с ними хорошие отношения. Мой отец всегда воспринимал меня как своего сына, без всяких сомнений. Я никогда не чувствовал себя нежеланным. Тогда, когда я был зачат, советовали ничего мне не рассказывать, потому что ребенок "все равно никогда не узнает". Теперь, когда они сами стали старше, мои родители решили, что мне важно знать правду".
Том предпочитает не называть своё полное имя, потому что не хочет расстраивать родителей новостями о своих поисках. "Однако мое любопытство разгорелось. Я вступил в группу vzw Donorkinderen на Facebook, где мне оказали теплый приём и я услышал много личных историй. Там же я почти получил руководство по поиску в международных базах данных ДНК на основе ДНК-теста. Мои первые три попытки ничего не дали, но на сайте MyHeritage.com я получил двойной приз. Я нашел сводного брата в Люксембурге и человека, с которым у меня 50 процентов общих генов: это мог быть только донор. Я отправлял сообщения этому человеку - то есть Жану - по электронной почте, через "Мое наследие" и "Мессенджер", но до сих пор не получил ответа. Это меня немного расстраивает. Я не ищу отца, потому что он у меня уже есть. Личный контакт не обязателен. Но мне хотелось бы услышать его версию: почему он стал донором? Есть ли в семье наследственные заболевания? Я сам являюсь носителем гена muco. Это тоже может быть важной информацией для его детей".
Пока же эти двое общались лишь косвенно, через Стеф Реймакерс из vzw Donorkinderen. Она познакомилась с Жаном в ходе поисков друзей своего отца-донора, художника, живущего в Брюсселе, который когда-то дружил с Жаном. "Я также разыскала своего биологического отца по базам данных ДНК, но, к сожалению, на тот момент он уже умер. Поэтому теперь я ищу его друзей и знакомых, чтобы узнать о нём больше. Так я познакомилась с Жаном. Я рассказал ему, что знаю Тома и что Том хотел бы с ним связаться. Он захотел немного подумать".
Жан охотно подтвердил эту историю бельгийским журналистам. "Я не жалею о том, что сделал. Я признаю то, что произошло. Я также рассказал об этом своей жене и четверым детям. Им это показалось забавным, а мне - нет. Меня очень встревожили сообщения этого человека. Он задавал всевозможные вопросы о моем здоровье и здоровье моих детей. Мне было не по себе от этого. Я всё же отправлю ему ответ. Я понимаю, что у него есть вопросы, и я дам ему объяснения. Мне как-то приятно, что он здесь и что у него хорошая жизнь. Но я его совсем не знаю. Я никогда не знал его мать. Поэтому я не вижу причин встречаться с ним. Я для него никто, и он для меня никто. У него есть свои родители и своя жизнь".
Своим свидетельством Том особенно хочет привлечь внимание широкой общественности. "В моём поколении гораздо больше людей, которые не знают, что были зачаты с помощью донорской спермы. Я бы сказал: если вам кажется, что вы не похожи на свою семью, пройдите тест ДНК. Мы - дети, которые были зачаты в частной практике, когда врачи еще вели себя как ковбои, даже до появления замороженной спермы. Все было прикрыто плащом любви. Я не хочу никого обмазывать пером и перьями. Врачи, которые стали первопроходцами в этой области, тоже просто делали то, что считали правильным. В этом им помогла обязательная анонимность".
Устранение анонимности
Но это уже не наше время, говорит Том. "Как и в Нидерландах и других странах, в нашей стране также необходимо отменить анонимность доноров. Не задним числом, это невозможно. Но для будущих донорских детей". В публичных дебатах неизменно участвуют врачи-репродуктологи, будущие родители и, в исключительных случаях, доноры спермы и яйцеклеток. Нам говорят: "Просто будьте счастливы, будьте счастливы быть здесь". И я счастлив, но тоска остается: откуда я взялся? Я уже знаю истории обоих своих родителей, но мне хотелось бы услышать и его. Это дало бы мне душевный покой".
Том не одинок в своей желании отменить анонимность доноров. Бельгийская комиссия по правам ребёнка уже давно выступает за это, как и Центр потомков. "Больше нет веских аргументов в пользу этого, даже с практической точки зрения: сегодня вы действительно не можете гарантировать конфиденциальность, - говорит Анки Вандекеркхове из Afstammingscentrum. - Всё равно найдёте их. Открытость снимет напряжение".
Предложения об отмене анонимности доноров циркулируют с 2015 года. В июне 2022 года стало известно, что врач из Торхаута использовал собственную сперму, чтобы помочь бесплодным парам завести ребенка в 1980-х годах. В ответ на это несколько бельгийских политиков ужесточили свою позицию. Но пока безрезультатно.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».