Часть 5. Дети войны. Брат Владимир
Продолжение:
Про школьную учёбу брата мама рассказывала мало. Учился он ровно, никаких особенных случаев в школе не происходило.
По Чёрной Заводи у меня в памяти старшие братья всегда вместе.
Помню, что летом я всё время пыталась увязаться с ними на речку, а они от меня каждый раз убегали. Мама говорила, что я вслед за ними тоже прыгала с берега в реку, за мной надо было следить, а мальчишкам хотелось понырять и поплавать.
Село стоит на реке Чёрная, это приток Волги. Посмотрела среднюю глубину, около двух метров, мне трехлетней хватило бы, чтобы уйти под воду. Так что в этом случае, мальчишкам меня не навязывали.
Ещё мама рассказывала, что однажды я при ней в эту реку свалилась. В половодье она полоскала бельё на речке, я была рядом. А потом она увидела, что меня несёт течением. Успела схватить за воротник зимнего пальто. Почему я сразу под воду не ушла, не знаю.
Попалась, кстати ещё одна моя фотография того времени. Мама говорила, что я болела тогда корью.
Рано тогда мне было с братьями на речку, на двухметровую глубину.
Все старшие вспоминали ещё один случай в Чёрной Заводи. Для мальчишек случай этот был печальным.
Жили мы всегда в деревне. Всегда было большое хозяйство. Мама рассказывала, что однажды матка-овца отказалась кормить своего новорожденного барашка. Как ни пытались её заставить, ничего не получилось. Не приняла и всё. Барашка выкармливали дома из соски. Соску почему-то надевали на чайник. Назвали его Яшкой. Как-то получилось, что он привязался к старшим братьям, а они к нему. Яшка всюду бегал за мальчишками, на речку купаться тоже. В отличие от меня, Яшке это разрешали, даже поощряли. Он с берега прыгал в речку и плавал вместе с ними. Мог и позагорать привалиться кому-нибудь под бочок. Дружили они, короче говоря.
В деревне, понятное дело, скот держали на мясо. То же случилось и с бедным Яшкой. Братья сильно переживали, мясо есть категорически отказались. Мама плакала, уговаривала. Ораву нашу кормить надо было. Бесполезно. Согласились под мамиными уговорами есть суп, к мясу не притрагивались.
Может тогда лучше было Яшку продать и купить мясо на эти деньги.
Не подумала мама о последствиях, когда позволила так приручить барашка.
Оно и понятно. Мама родилась в крестьянской семье ещё до революции. Всё, что касалось питания, в крестьянской семье было натуральным хозяйством. Не разводили в этих делах сантиментов. Случай этот мама вспоминала даже когда ей было уже больше ста лет, жила она у нас в Пензе тогда.
Потом из Чёрной Заводи наша семья переехала в Караш, там Володя окончил среднюю школу.
А сначала была семилетка.
Сохранились его документы за седьмой, в то время тоже выпускной класс. Табель успеваемости и свидетельство об окончании школы.
Табель интересный документ того времени. Брат учился в 7 А классе, значит был параллельный класс.
Сейчас школы в Караше нет вообще. Закрыли несколько лет назад. Дети ещё есть, но их возят за несколько километров.
Конечно, тогда и детей в семьях было больше. В Караше работало торфопредприятие. Для рабочих был выстроен целый барачный посёлок. Потом торфопредприятие закрыли, люди уехали. Я и брат Сергей в Караше уже заканчивали восьмилетку.
Вот она наглядная история вымирания деревень
Тоже можно сказать, исторический документ. Мало наверное у кого такие документы сохранились. А ещё там написано село Караш Петровского района. Потом районы тоже укрупнили. Стал Караш Ростовского района. Ездили раньше в райцентр за 15 километров, стало 35. Районная больница тоже стала за 35 километров. Всё потихоньку оптимизировалось и оптимизируется.
Ещё меня заинтересовал предмет Конституция СССР. Посмотрела из любопытства, что же изучали по этому предмету. Нашла:
Школьникам объясняли государственное устройство страны, роли руководящей партии КПСС, а также рассказывали об основных правах и обязанностях советских граждан.
Предмет этот исключили из школьной программы в 1958 году. Я пошла в школу в 1957 году, не застала.
Как-то получается, что вспоминая историю семьи, приходится поглубже заглянуть в нашу общую историю.
А ещё в школе по системе факультативных занятий изучали трактор ДТ-54. Занятия вели специалисты местного колхоза - механизаторы. По окончанию мальчишкам присваивалась специальность тракториста-любителя трактора ДТ-54 и даже выдавался соответствующий документ с подписями и печатью.
Помню, что Володе эти занятия очень нравились. Думаю любому подростку интересно было управлять таким трактором. И занятия вели не школьные учителя, а настоящие знатоки этого дела, мужики из колхоза.
Не знаю по этой причине или что-то ещё его интересовало, брат решил после седьмого класса поступать в сельскохозяйственный техникум. Техникум он выбрал довольно далеко от дома - в Рыбинске. Может потому, что там было общежитие. Мама говорила, что в выборе профессии она детям не препятствовала. Все-таки определялась судьба на всю жизнь. Нашли деньги, отправили сына в Рыбинск.
Случилось то, чего никто не ожидал. Володя написал вступительный диктант на два. Мне кажется, это вообще единственный случай в нашей большой семье, считая и детей, и внуков.
Неприятно, конечно, было всем: и самому поступавшему, и родителям, и школьному учителю. Значит не судьба была.
В Караше тогда ещё была средняя школа, пошёл учиться дальше.
Кроме учёбы в школе много приходилось помогать родителям по хозяйству. Старшие братья наравне с родителями копали огород, сажали картошку, ходили на покос.
В Караше был клуб, ходили в кино.
Брат рассказывал, что в Караш как-то приезжал экстрасенс. И тогда оказывается были! Перед началом своего сеанса он вышел на сцену, посмотрел в зал и попросил нескольких человек выйти. Сказал, что они ему помешают работать, а деньги за билеты им вернут. Среди выбранных оказался и наш Володя.
Брат был темноволосым, с тёмными глазами, но каких-то таких способностей за ним не замечалось. Характер, правда, был твёрдый. Что-то однако этот экстрасенс в нём почувствовал. Конечно, и он был не Мессинг.
Я уже писала, что старший Женя, а с ним и младшие братья увлекались фотографией, радиоделом. Мы все играли в шашки и шахматы. Много читали все. Дома была библиотека, в селе две библиотеки: школьная и сельская.
Ещё все любили ходить в лес. Много заготавливали грибов, ягод. Позднее папа вырастил много смородины из черенков, потом стали сажать клубнику. А тогда всё было только из леса.
Ещё мама говорила, что брат очень любил её щи из квашеной капусты, да из русской печки. На завтрак мама нам жарила оладьи или варила яички. А он всегда говорил:
- Если щи остались - мне щи.
Ночью чугунок стоял в печке, щи протомленные были ещё вкуснее.
Ещё одна фотография, братья на прогулке в лесу. Может так и ловили радиоволны приёмником в мыльнице?
Ещё я помню, как мы выбирали имя самой младшей сестре. Она родилась в мае 1956 года, а сентябре 1955 родилась наша первая племянница, дочка старшей сестры. Племянницу назвали Наташей. Старшие братья почему-то захотели и младшую сестрёнку назвать Наташей. Мама их уговаривала, что это неудобно будет, они почти одинаковые по возрасту, да ещё одним именем назвать. Ничего слушать не хотели. Папа предлагал назвать дочку Надей, по имени своей единственной сестры. Мама выбрала имя Оля.
Братья предложили жребий. Мы все доставали бумажки из шапки. У всех было написано Наташа. Они других имён и не написали оказывается. Последнее слово осталось за мамой. Младшую сестру зовут Ольга.
Девочка была очень беспокойной. Я помню, что её постоянно кто-то носил на руках, иначе она вообще не засыпала. У мамы и мы все, кухня, хозяйство, да ещё малышка. Старшие сыновья и в этом старались ей помочь. Мама говорила, что стеснялись, наверное, мальчишки. Брали девочку и уходили с ней в школьный сад. Жили мы тогда ещё в квартире при школе, а пришкольный участок был очень хороший.
Десятый класс брат окончил в 1958 году.
Его фотографий того времени очень мало. Может фотографироваться не любил. Нашла ещё одну. Это, скорее всего, десятый класс. Фотографировались у школы. В селе других кирпичных зданий не было.
Когда встал вопрос, куда пойти учиться, брат заявил:
- Ни в пед, ни в мед!
В сельскохозяйственный тоже не захотел. Он выбрал военное училище. Очень далеко от дома, в Ачинске, военное авиационно-техническое училище.
В училище он поступил. Позднее, когда он уже служил, мы говорили с ним об этом выборе. Он сказал, что военное училище, потому что там было полное обеспечение, бесплатный проезд домой на каникулы. А авиационно-техническое, потому что хотел связать свою жизнь с авиацией.
В августе он уехал из дома. Потом нам пришла посылка из училища - прислали его гражданские вещи.
Оказывается тогда это можно было. Достаток в семье был небольшой и он, после зачисления в училище, попросил, чтобы его вещи выслали домой. Кто-то сейчас этого не поймёт.
А у наших родителей ещё один птенец улетел из родного гнезда.
Дальше были учёба и военная служба.
У меня же опять просьба писать комментарии, делится своими воспоминаниями и впечатлениями.
Мои истории ещё не заканчиваются, если кому интересно, кто сможет и захочет, подписывайтесь, пожалуйста.