Найти тему
153 подписчика

Две экранизации одной книги. «Овод» Э. Л. Войнич

В своё время роман Э. Войнич «Овод» был чрезвычайно популярен в России. Он стал практически настольной книгой русских революционеров, над ним рыдали восторженные и романтичные девушки, а подростки типа Павки Корчагина и вовсе сделали из героя романа икону. В советский период революционная романтика была также в почёте, в силу чего книга оставалась по-прежнему популярной.

1955 г.
1955 г.

Мало того, история, рассказанная в книге, была ещё и очень кинематографичной. Показать путь красивого, образованного романтичного юноши-аристократа к гибели через невольное предательство, тюрьму, презрение друзей и любимой девушки, революционные войны, болезни – это впечатляло. И в 1955 году режиссёр Александр Файнциммер взялся за дело. Ему удалось сработать красивый, яркий драматичный фильм, в котором был задействован как минимум один гениальный актёр – Николай Симонов, воплотивший образ отца Овода кардинала Монтанелли. Сделал он это выше всяких похвал, затмив в фильме всех. Главный герой в исполнении Олега Стриженова выглядит так, как он прописан в книге, и не более того. Особой глубиной игры актёр не отличался, но был обаятелен и очень популярен у зрителей, что и решило вопрос об исполнителе главной роли. В общем, каст добротно и профессионально отыграл текст романа, операторы потрудились на славу, и фильм получился очень даже неплохим и смотрибельным уж точно. Кстати, фильм был снят при жизни самой писательницы она умерла в 1960 году, прожив 96 лет), больше того, был подарен ей (на плёнке) советской делегацией. Войнич страшно удивилась тому, что кто-то ещё помнит этот роман и даже снимает по нему фильмы. Но и на этом эпопея с романом не закончилась. Произошёл небывалой случай – советское правительство выплатило писательнице авторский гонорар за ВСЕ издания романа в СССР. Это была фантастическая сумма!

1955 г.
1955 г.

В 1980 году советские зрители увидели ещё одну экранизацию «Овода», которую снял Николай Мащенко. Здесь уже не было прямолинейности, 50-х, история строилась на полутонах, Джемму играла изысканная и загадочная Анастасия Вертинская, а на роль Овода пригласили Андрея Харитонова – исполнителя с гораздо более нервной и тонкой актёрской пластикой, нежели у Олега Стриженова. Кстати, Харитонов был тоже в те годы очень модным и популярным актёром. И эти образы получились несколько интереснее, чем в старом фильме, глубже и ярче.

1980 г.
1980 г.

Но вот Монтанелли-Бондарчук явно проиграл Монтанелли-Симонову, в результате чего трагический накал смазался.

1980 г.
1980 г.

В общем, у обоих фильмов есть определённые достоинства, и, на мой взгляд, они вполне отражают суть романа и его идею..