ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОБЬ-ЕНИСЕЙСКОГО КАНАЛА

955 прочитали
Постройка плотины на Обь-Енисейском канале
Постройка плотины на Обь-Енисейском канале

В 2024 году исполняется 100 лет Енисейскому району. Районирование енисейских территорий произошло в советское время. В сословное время административной единицей были уезды и округа. Полноправным предшественником Енисейского района был Енисейский округ, хотя по территории он был гораздо больше современных границ района. Это было место реализации амбициозных транспортных проектов, которые должны были связать европейскую часть страны с Сибирью. Одним из таких проектов и стал Обь-Енисейский канал.

В XIX веке тема проведения каналов как способа развития транспортной сети получила большую популярность. В России обсуждалось строительство ряда каналов, поэтому неудивительно, что такая идея возникла и в Сибири. В 1870 году проведением канала между Обью и Енисеем заинтересовался енисейский купец П. Е. Фунтосов. Вопрос новых транспортных путей был очень важен для Енисейска и Енисейского округа, ведь они открывали новые горизонты развития. Сибирские купцы уже давно возили товары по Кети, но маршрут этот был сложным и достаточно затратным. В 1871 г. инженер Бельцев провёл исследования на перевале между Чулымом и Енисеем и выявил невозможность строительства канала в том районе из-за перепада высот и недостатка воды.

В 1873 г. П. Е. Фунтосов снарядил разведочную экспедицию, которая, проплыв по рекам Кети, Озерной, Ломоватой, Язевой, Малому и Большому Касу, нашла, что на водоразделе этой системы речек следует прорыть небольшой канал, позволивший бы продолжить водный путь. Общее протяжение пути от устья р. Озерной на р. Кети до устья р. Большого Каса на Енисее составляло около 300 верст. Фунтосов пообещал десять тысяч рублей в награду тому, кто первый на пароходе пройдет по этому пути.

Правительством были отправлены в Енисейск исследовательские партии, чтобы проверить данные П. Е. Фунтосова и осмотреть порожистую часть р. Ангары. На водораздел между Обью и Енисеем были командированы капитан-лейтенант А. К. Сиденснер и инженер Мошков, на Ангару – инженер барон Аминов и капитан-лейтенант Чалеев. Было установлено, что для устройства соединительного водного пути требовалось прорыть небольшой канал от озера Большого до р. Малый Кас, расчистить заломы, спрямить извилины и шлюзованием поднять уровень воды для увеличения глубины. Сиденснер придавал проведению Обь-Енисейского соединительного пути громадное значение, считая его первым шагом для устройства водяных путей Сибири и для развития судоходства, и даже предлагал создать акционерное общество для его строительства. Ему, однако же, было отказано, поскольку проект имел государственное значение. Его называли «великий путь от Урала до Байкала».

Для подробной продольной нивелировки и промера рек, входящих в состав соединительного Обь-Енисейского пути, и составления проекта работ правительство командировало инженеров путей сообщения барона Аминова и Липина. На эти исследования Фунтосов передал капитал в десять тысяч рублей, предназначавшийся им ранее в награду за провод первого судна по Обь-Енисейскому водному пути. Две тысячи рублей пожертвовал А. М. Сибиряков.

На основании изысканий экспедиции Аминова был составлен проект работ. Стоимость работ была определена в сумме 6 803 251 рубль.

В 1882 г. проект работ по устройству Обь-Енисейского соединительного пути для маломерных судов был утвержден. Император сам рассмотрел вопрос и велел дать ему ход. Главной резиденцией инженеров был выбран Енисейск. На расходы выделилось 600 000 рублей на два года. Начальником работ был назначен инженер барон Б. А. Аминов, помощником – инженер Бабиенский, а впоследствии к ним был еще командирован инженер Черцов. Было привлечено 1700 рабочих, построены бараки и дома для специалистов, а также больница, мастерские и другая необходимая инфраструктура. Достаточно быстро были устроены плотины и шлюзы, спрямлены извилистые русла рек. Издержки в первый год работ на канале составили один 1 793 928 рублей.

Услугами канала почти никто еще не пользовался. Исключение составил купец И. Д. Черемных, который на пароходе «Сибирячка» возил по системе хлеб и крупчатку. Постепенно интерес к каналу спадал. Проект не был выполнен в полном объеме, шлюзы были недостаточной величины, присутствовали и другие технические недоработки. Многие предприниматели, в том числе А. М. Сибиряков, стали говорить, что польза от канала будет только в случае улучшения судоходства по Ангаре. На совещании в Иркутске в 1885 г. многие выразили сомнение в полезности канала, а пять человек выступили против него. В прессе также развернулась дискуссия между сторонниками и противниками строительства. В 1890 г. умер купец П. Е. Фунтосов, инициатор строительства Обь-Енисейского канала.

С прохождением судов по р. Кеть тоже всё оказалось непросто. Оно было затруднительным из-за мелководья и извилистости русла. Стали опасаться, что на канал не хватит воды для пополнения расхода, неизбежного при проходе судов по сложной шлюзовой системе. Громадные затраты на перегрузку судов, подходящих к соединительному пути на мелководные, положение канала среди пустынной, бесплодной местности, не имеющей сухопутного сообщения с Томском в распутицу и зимой, – всё это снижало значение канала. Интерес к нему местных предпринимателей постепенно угасал.

В 1890-х годах работы на Обь-Енисейском канале всё же продолжались. Было израсходовано еще 2,5 миллиона рублей. В 1893 г. канал был открыт, хотя шлюзы еще достраивались в течение пяти лет. И. Д. Черемных была предпринята попытка провести груз с р. Обь на р. Енисей и обратно, однако встреченные на пути множество препятствий заставили его большую часть груза сложить на дороге.

С началом строительства Транссибирской магистрали интерес к каналу сошел на нет. Большие надежды возлагались на проведение к г. Енисейск железнодорожной ветки. В 1902 г. работы на канале были прекращены. Однако про него не забыли. В 1906 г. Иркутское междуведомственное совещание под руководством генерала Селиванова сочло постройку канала первоочередной необходимостью. Особенно поддерживал эту идею инженер Е. В. Близняк, который затем с 1907 по 1912 гг. участвовал в исследованиях р. Енисей. За них он был награжден серебряной медалью Русского географического общества и сделал ряд публикаций, посвященных Обь-Енисейскому каналу.

В 1911 г. правительством организована Обь-Енисейская партия, которой поручено произвести исследования и составить проект водного пути между Обью и Енисеем. В программу работ входило изучение нижней части р. Енисей до Ледовитого океана. Важное значение придавалось включению Ангары в этот маршрут. Деятельность партий не ограничилась только съемочными работами: в 1912 г. был подробно обследован участок р. Енисей от с. Ворогово до Осиновского порога и обставлен непрерывно бакенами на всем 40-верстном протяжении. В том же году были организованы водомерные посты от г. Енисейск до с. Дудинка, собраны сведения по лоции, изданные в виде сокращенной лоцманской карты Нижнего Енисея и Енисейского залива от г. Енисейск до о. Диксон.

Произведенные исследования с очевидностью доказали, что существующее Кеть-Касовское направление Обь-Енисейского водного пути имеет преимущество, так как работы обойдутся в два раза дешевле. Проводить исследования было очень тяжело, поскольку шли они в таежной болотистой местности в значительном удалении от жилья. Было выявлено, что р. Кеть судоходна на большем участке для средних судов на протяжении всей навигации. Шлюзованная же часть пути доступна лишь для малых судов. Большой Кас судоходен лишь при высоких горизонтах, а летом по реке можно пройти лишь в лодке. Из этого следовало, что Обь-Енисейский водный путь может считаться доступным для плавания пароходов лишь со стороны Оби.

Задачей полевых работ 1914 г. стали дальнейшие исследования по проекту: съемочные, нивелировочные и геологические. Партии были оснащены гребными и моторными лодками, паровыми катерами. Припасы из г. Томск к устью р. Озерная доставлялись на пароходах Томского округа. Начало Первой мировой войны застало работы на канале в самом разгаре. Большая часть работников была мобилизована.

Обь-Енисейский канал стал еще одним до конца не реализованным сибирским проектом с глобальным замыслом и недостаточно просчитанным с экономической и инженерно-технической стороны.