Ликбез: как родилась древнегреческая философия

301 прочитал

Всё, что нужно знать о возникновении фундаментального явления, которое определило развитие Европы на тысячелетия.

Всё, что нужно знать о возникновении фундаментального явления, которое определило развитие Европы на тысячелетия. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня будет нечто странное.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня будет нечто странное. После почти десятка статей, посвящённых различным философским течениям, я наконец-то решил начать всё сначала. Вернее, обратиться к самим истокам, а затем медленно и уверенно, статья за статьёй шествовать по безграничному царству философии, вплоть до сегодняшних дней. Надеюсь, что в этот раз получится всё по порядку. Задача всё та же: кратко и понятно описать основные вехи в философской мысли, не вдаваясь в дебри. В общем, для общего пользования (тавтология специально).

А начнём мы сегодня с такого простого и одновременно сложного вопроса: как зародилась древнегреческая философия? То есть обратимся к генезису данного явления. Отчасти эта тема связана с другим аспектом культуры древних греков, о котором я уже рассказывал. Будет полезно освежить в памяти или прочесть:

Тёмные времена, Гесиод и переход в античность

Начало той самой греческой культуры было положено достижениями крито-микенской цивилизации, которые впитали в себя дорийские племена, пришедшие на Балканы в XII в. до н. э. Вторжение последних хоть и отбросило Грецию чуть ли не к первобытности, заставим возвращать общинно-родовые отношения, однако именно дорийцы стали тем этносом, ставший впоследствии древними греками.

Этот период называют "Тёмными временами". От него почти не осталось никаких культурных памятников. Поэтому все сведения (едва ли достоверные) мы черпаем из знаменитых поэм "Илиада" и "Одиссея", написанных якобы на век позже. Однако для нас важно увидеть ту эволюцию, которую прошли дорийцы, прежде чем стать греками, создавшими великую философию. Изначально это были довольно дикие и воинственные племена, чуждые культуре. Только время и впитывание достижение предшествующих и окружающих цивилизаций позволило стать главными мыслителями в истории человечества.

Начало же самой античности — так называли становление и господство греческой культуры в Европе мыслители итальянского Возрождения, — пришлось на VIII в. до н. э. В первую очередь это было связано с переходом от традиционной родовой общины к раннеклассовому рабовладельческому строю. Вот тут мы уже можем выделить первую причину возникновения философии, а именно рабовладение. Подобное явление позволяло существовать верхушке общества, которой не нужно было себя обеспечивать.

Бюст Гесиода. Это изображение долго считали портретом Сенеки.
Бюст Гесиода. Это изображение долго считали портретом Сенеки.

Гесиод

Сама трансформация из родовых отношений в нечто новое смогла дать одного из первых реально существующих поэтов, который вырос в эпоху перемен и отразил её в своих произведениях. Речь идёт о Гесиоде (VIII — VII вв. до н. э.). Он оставил нам два знаковых произведения "Труды и дни" и "Теогония".

В "Трудах и днях" Гесиод попытался дать систематическое осмысление мира и жизни с позиции свободного земледельца, который жил своей жизнью, но постоянно притеснялся различными царьками, возомнивших себя выше других. В эпоху Гесиода как раза начала формироваться родовая знать. Поэт видел в них противников старым устоям и простому земледельцу-труженику. Он отстаивал идеалы патриархального удела, называя его "золотым веком", а нынешний век — "железным". Гесиода можно назвать первым консерватором, который очень остро переживал распад общины и появления нового строя. При этом поэт первым из европейцев поднял вопрос о справедливости или дике как главной человеческой ценности. Вторым по значимости Гесиод выделял труд, видя в нём единственный источник спасения в постоянно ухудшающейся жизни.

Первые боги в "Теогонии"
Первые боги в "Теогонии"

Таким образом, произведение "Труды и дни" определило одну из важнейших тем древнегреческой философии, волновавшая всех без исключения античных мыслителей, — этику. Удивительным образам вторую важную тему Гесиод определил другой работой — "Теогонией". Там он пытался с точки зрения мифологического мышления описать то, как зародился этот мир и как он вообще работает. Это соответствует разделу философии под названием онтология — учение о бытие. Именно этот аспект позволил вообще философии появиться. Об этом мы подробно поговорим в следующей статье, которая будет посвящена досократикам.

Политика, колонизация и культурный обмен

Как бы ни ратовал Гесиод за старину, но победил "железный век" и новый рабовладельческий строй. Это сразу же привело к экономическому подъёму, росту городов и возникновению богатств. Происходило расслоение общества. Многие небольшие фермеры теряли свои хозяйства и их выкупали состоятельные аристократы. Поэтому простые люди в поисках лучшей жизни отправлялись в море, колонизировать другие земли. Учитывая удобное расположение для судоходства Балканского полуострова, греки смогли организовать свои колонии на всех островах Средиземного острова, доплыть до территории современной Италии, южного побережья Франции, Испании и даже Крыма.

Всё, что нужно знать о возникновении фундаментального явления, которое определило развитие Европы на тысячелетия. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня будет нечто странное.-4

Новые города — полисы получали политическую независимость от метрополии (основной части Греции) и вводили в общественные отношения необходимость политики. Появление богатых граждан обуславливало претензию на власть. При этом не имея общего руководящего центра, каждый отдельный полис становился местом борьбы за господство между жителями, ибо демос так просто не хотел отдавать свои права.

Поэтому говоря о древнегреческих полисах, мы имеем целый калейдоскоп из различных политических форм. Где-то побеждала аристократия, где-то царила олигархия с властью денег, где-то справляла торжество демократия, а где-то власть попадала в руки конкретного человека, и устанавливалась тирания.

Однако во всех случаях политическая жизнь никуда не уходила и было важно уметь аргументировать, донести свою точку зрения и убедить слушателей. Возникает практическая деятельность под названием риторика. Она способствовала появлению философии, ибо в её основе лежала теория аргументации, то есть рациональное доказательство той или иной позиции. Первые философы-досократики и вся последующая традиция пытались доказать свои постулаты чисто рациональными или эмпирическими (опытными) доводами, отсекая от этого веру, квазирелигиозные и личные клятвы. Это был настоящий прогресс в человеческом мышлении.

Великий греческий оратор Демосфен
Великий греческий оратор Демосфен

Наконец, географическое положение Греции на перекрёстке торговых путей и активное мореходство способствовал различным связям древних греков с Персией, Индией, Египтом и другими странами Древнего Востока. Греки осваивали и перерабатывали знания, накопленные этими народами. Важную роль сыграло освоение математики и астрономии, которые привели греков к пониманию того, что существует некая повторяемость всех природных явлений, а значит, существуют определённые общие законы. Это было предвестником первых наук.

Мифология

Но не стоит сбрасывать со счётов мифологию в вопросе возникновения философии. Мифология получила своё зарождение во времена, когда существовал ещё общинно-родовой строй. Человек чувствовал себя частью своего рода и окружающей природы, поэтому для объяснения мира использовал одушевление всего и вся. Это было естественно.

Однако, когда родовой строй начал рушиться и переходит к рабовладению, менялась и сама мифология. Древний грек ощущал некоторое отторжение от рода и природы, позволяющее ему воспринять собственную личность. В этот момент начинают появляться "очеловеченные" мифы про героев и их деяния, да и сами боги становятся куда более человечными в мотивации и поступках.

Всё, что нужно знать о возникновении фундаментального явления, которое определило развитие Европы на тысячелетия. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня будет нечто странное.-6

При этом с мифом происходит очень интересная двойная вещь. С одной стороны, миф перестаёт быть единственным источником знания об окружающим мире, а потому появляется необходимость в возникновении нового. С другой же стороны, сам мифологический механизм, его повествовательная, накопительная и обобщающая часть становится основой для философии, если угодно, мифология дарит первым мыслителям метод. Смешав инструменты мифов с рациональной аргументацией, на выходе получается философия досократиков.

Ещё одним важным аспектом, взятый философами из мифологии, является знание того, что всё между собой связано. Миф даёт понимание общего начала и единого организма всех богов, существ, людей и героев. Исходя из этой точки мыслители определяли, что существует первооснова всего мира — субстанция. Первые философы и поставили для себя главной задачей найти её рациональным путём.

Древнегреческая демократия

Дам кратко характеристику древнегреческой демократии:

  • Прямая демократия. В Древней Греции граждане непосредственно участвовали в принятии политических решений. Они собирались на народное собрание, где обсуждали и голосовали по важным вопросам.
  • Ограниченность участия. Правом участия в демократических процессах обладали только свободные граждане мужского пола. Женщины, рабы и метеки (иностранцы) были лишены этого права.
  • Равенство перед законом. В теории все граждане имели равные права и обязанности. Однако на практике существовало социальное неравенство.
  • Верховенство закона. В древнегреческих демократиях действовал ряд законов, которые определяли политические и юридические процедуры. Власть народного собрания и других органов управления была ограничена.
  • Коллегиальность управления. Власть была разделена между различными органами: Народным собранием, Советом, судами и должностными лицами, избиравшимися на ограниченный срок.
  • Активное гражданское участие. Граждане активно участвовали в политической жизни, проявляя большую заинтересованность в общественных делах.
Древнегреческий полис
Древнегреческий полис

Что всё это значит для зарождения философии? Помимо уже упомянутого развития риторики и политической жизни, важность была в целеполагании всего процесса. Главной целью любой политики — это общество и его развитие. При этом существовало понимание, что общество состоит из людей, личностей. Поэтому ценность человека, вопрос о том, что такое человек и его место в мире занимало важную часть в мышлении античности. Это перешло в философию, пусть и не сразу. Такой отправной точкой можно считать выражение софиста Протагора:

Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Исходя из этого можно добавить к двум аспектам философии, которые определил Гесиод (этика и онтология) — антропологию, то есть учение о человеке и его месте в мире. Однако не стоит сильно обольщаться. Нужно помнить, что древние греки всё равно оставались людьми близкими к природе, а поэтому человека они рассматривали как часть целого, как часть Космоса, подчиняющегося общим законам и закономерностям. Лишь в эпоху Возрождения антропологию древних греков переработают итальянские мыслители, поставив в центр вселенной человека.

Итог

Вместо заключения хочу тезисно сформировать основные причины возникновения древнегреческой философии. Итак:

  • Географическое положение Древней Греции. Греция находилась на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом, что способствовало культурному обмену и появлению новых идей. Островное расположение также побуждало греков к мореплаванию и исследованиям.
  • Развитие полисной системы. Политическая структура греческих полисов, со своей уникальной системой государственного управления и законодательства, стимулировала свободомыслие и интеллектуальные дискуссии.
  • Социально-экономические изменения. Переход от родовой общины к частной собственности, развитие ремесел и торговли привели к ослаблению традиционных верований и формированию потребности в рациональном осмыслении окружающего мира.
  • Религиозный и культурный синкретизм. Контакты с другими цивилизациями обогатили греческую культуру новыми религиозными и мифологическими представлениями, побуждая к их критическому переосмыслению.
  • Развитие научных знаний. Накопление эмпирических знаний в областях математики, астрономии, географии и медицины подготовило почву для формирования философского мировоззрения.
  • Разложение мифологического мировоззрение с наследием его основных постулатов и инструментария.

В следующий раз обстоятельно поговорим непосредственно про первых европейских философах — досократиках.

Если же вам хочется ещё почитать про Древнюю Грецию, то на канале есть небольшая подборка статей.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.