Ключевые тезисы из интервью с Павлом Дуровым:

1. 🚀 Мы достигли практически 900 млн пользователей органически.

2. 🚀 «Я не покупаю самолет, яхты и пр, потому что это будет отнимать мой фокус внимания на то, какую обивку выбрать в салоне. А моим фокусом внимания я хочу, чтобы были люди в рамках нашей соцсети телеграм».

3. 🚀 Другие мессенджеры копируют у нас то, что мы стали делать 5-6 лет назад.
И в целом их стратегия — ничего нового, просто копируем то, что уже себя зарекомендовало.
В итоге они проигрывают. Сильно проигрывают в «юзабилити» (в том, чтобы быть максимально удобными для пользователей).

4. 🚀И только Илон Маск при покупке Твитера стал делать что-то инновационное, т.е. его подход такой же, как у нас. Что-то окажется со временем нерабочим, а что-то вполне станет фундаментом, и это будут копировать остальные. С приходом Илона стало интереснее в индустрии мессенджеров.

5. 🚀 Дуров до сих пор единственный владелец Телеграм. Дважды привлекали деньги извне, но никогда не отдавали долю и никогда не «плясали» под условия венчурных фондов.

6. 🚀 Дуров до сих пор остается product manager в компании, т.е. отвечает за то, каким будет продукт — это суть его работы, и он полностью в этом.

7. 🚀 Ключевым успеха является то, что они предвосхищают неудобства людей и видят то, какие задачи важно решать в мессенджерах и смежных рынках, за счет того, что таких «ценностных» решений много — люди рекомендуют их продукт.

8. 🚀 При этом у них всего 30 инженеров в компании. Это критически мало по сравнению с др компаниями, которые делают мессенджеры.

9. 🚀 Непубличность компании позволяет им быть быстрыми и ни перед кем не отчитываться за решения. Так у них нет лишних отделов, людей и пр. — им не надо форсить перед инвесторами и акционерами, поэтому и не создают «лишних сущностей».
«Управление публичной компанией менее эффективно, чем частной, потому что вам приходится отчитываться перед гораздо большим количеством людей».

10. 🚀 При этом Дуров — невероятно дипломатично и аккуратно отвечал даже на самые неудобные и прямые вопросы Карлсона. Крутые примеры нейтрализации неудобного вопроса. Ради только этой дипломатичности стоит посмотреть интервью. В нем есть ключевые фразы на уровне четко сформулированной миссии и крутые заготовленные ответы на вопросы Карлсона.

11. 🚀У брата Дурова — две диссертации по математике. И он эксперт в криптографии.

12. 🚀 Еще будучи в Мск, они задумали делать мессенджер. Именно когда у Павла начались проблемы с ВК и гос-вом, и он не мог нормально рассказать брату, что с ним происходит.

13. 🚀 Его брат Николай написал коды для ТГ, на которых до сих пор базируется тг.

14. 🚀 Павел не ездит в РФ, США и Китай — потому что говорит, что эти страны максимально не соблюдают конфиденциальность данных.

15. 🚀 Чтобы находить лучших инженеров в свою команду, Павел придумал спец платформу https://contest.com/, на которой раз в 1-2 месяца устраиваются соревнования и отбираются лучшие из лучших инженеров себе в команду. Это помогло убрать hr отдел по поиску супер талантливых инженеров.

16. 🚀 США—единственная страна, где на Дурова напали, чтобы отобрать телефон, когда он вышел из офиса главы твиттера и шел по улице, выкладывая про это пост. Поэтому они не стали обосновываться в США после того, как у ехали из РФ.

17. 🚀 Все проблемы с ВК, когда Дуров покинул пост главы ВК и уехал из страны, связаны с тем, что ВК группы использовались для сбора митингов и шествий: и в РФ, и в Украине в 2014 году. Аналогично события 6 января 2021 в США (штурм капитолия) — использовался организаторами мессенджер телеграм для координации действий.

18. 🚀 Больше требований к Дурову не от государств, которые просят раскрыть данные, а от Гугл и Эпл, которые просят соблюдать рекомендованные предписания, чтобы телеграм оставался в эпл стор и др магазинах.

19. 🚀 Павел Дуров родился в СССР, учился в Италии, потом вернулась его семья в Россию, т.к. отцу Павла предложили стать деканом одного из факультетов СПбГУ.

20. 🚀 «Мы достаточно рано поняли, что люди умны, что люди любят пользоваться качественными вещами. Поэтому делая по-настоящему качественный продукт, мы так быстро растем».