Как фотографировать черное на белом и не получить серый объект вместо черного

Фото из интернета
Фото из интернета

Все чаще меня спрашивают о том, как фотографировать черную собаку на белом фоне. Либо собака получается серой, а не черной, либо снег теряет свою белизну. И это вполне естественно, ведь цифровые камеры не видят сам объект съемки.

Современные камеры хоть и оснащены встроенным экспонометром (это устройство, способное измерять яркость картинки), но замеряют они отраженный от объекта свет. В то же время, экспонометры ручные замеряют падающий на объект свет.

Давайте для удобства переведем количество света, ну, скажем, в килограммы) Вот фотографирует человек черную собаку на белом снегу, выставил все базовые настройки. Сам фотограф видит черную собаку, а фотоаппарат видит отраженный от черной собаки свет. Скажем, на собаку падает 10 кг света, а отражается 5 кг. В итоге фотокамера видит очень темное пятно на белом фоне и пытается уравновесить яркость картинки за счет того, что осветляет черное пятно. При этом белое пятно (снег) затемняется. Так уж устроены фотокамеры и это надо учитывать.

Вообще, съемка черного на белом - это испытание для фотографа. Ему всегда приходится выбирать чем жертвовать: чернотой шерсти собаки или белизной снега. Ведь для того, чтобы получить идеально черный цвет, придется понижать экспозицию - делать настройки яркости несколько темнее обычного. И наоборот: если отдать предпочтение белому снегу, то надо повышать настройки экспозиции на несколько ступеней, понимая, что и собака тоже получится светлее.

Всегда привожу своим ученикам пример со свадебной фотосессии, когда в кадре присутствуют одновременно и жених и невеста.

Все чаще меня спрашивают о том, как фотографировать черную собаку на белом фоне. Либо собака получается серой, а не черной, либо снег теряет свою белизну.-2

Фотоаппарат видит два пятна: белое и черное. И сейчас только от фотографа зависит, кому угодить - жениху или невесте. Если довериться автоматике камеры, то и невеста получится в грязно-сером поношеном платье, и жених в потертом сером костюме)

Совет: выбирайте невесту. Жениху эта свадебная фотосессия вообще не нужна. Только от невесты зависит, заплатят ли вам)))

Так как же настраивать фотоаппарат, чтобы черное в итоге было черным?

Например, вы принебрегли моим советом и хотите угодить жениху. Может быть он ваш лучший друг, а невесту вы вообще терпеть не можете. Тогда понижайте настройки экспозиции на пару ступеней вниз и пусть невеста обрыдается от фотографий, где она в платье из Секонд-хенда. Шутка)

Как понизить экспозицию?

Есть несколько способов, как это сделать. Самым простым будет воспользоваться кнопкой коррекции экспозиции (яркости). Выглядит она вот так.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Уведите экспозицию (смотрите на шкалу яркости) на 1.5-2 ступени в минус, сделайте кадр, оцените полученный результат на дисплее фотоаппарата. Этот способ подходит, если вы снимаете в полуавтоматических режимах съемки: "Приоритет диафрагмы" (A/Av) или "Приоритет выдержки" (S/Tv).

Второй способ, это снимать в ручном режиме (М). Ориентируйтесь по шкале экспозиции. Выставляйте такие настройки, чтобы ползунок шкалы уходил в минус.

Все чаще меня спрашивают о том, как фотографировать черную собаку на белом фоне. Либо собака получается серой, а не черной, либо снег теряет свою белизну.-4

Третий способ чуть сложнее, он подойдет для продвинутых пользователей фотоаппарата. Надо зайти в настройки фотоаппарат и выставить такую настройку, как замер экспозиции (яркости) - выбирайте "Точечный". В этом случае яркость картинки будет измеряться не по всему полю кадра, а только в том участке, где находится точка фокусировки. Работает эта настройка тоже только в полуавтоматических режимах (кроме режима "М").

При этом способе съёмки надо знать, что для того, чтобы фотоаппарат замерил экспозицию нужного участка, достаточно всего лишь навести точку фокусировки на нужный объект (например, на костюм жениха), зажать свободным пальцем (обычно это большой палец) кнопку блокировки экспозиции AE/L, и, удерживая ее нажатой, указательным пальцем сфокусироваться на лице модели. Точка фокусировки при этом переместится. Но если вы все еще удерживаете кнопку AE/L, то замеры яркости на костюме заблокированы. Теперь можно жать кнопку СПУСК и отпускать кнопку AE/L.

Это не очень удобно. Только если ваш фотоаппарат не имеет возможности выставить настройку, при которой удерживать кнопку AE/L не нужно.

Самое главное, что вы должны запомнить: это выбор фотографа. Всегда придется выбирать между черным и белым объектом.

Что тут можно сказать? Снимайте в RAW. У вас будет больше возможностей при постобработке. А потом, из темного легче сделать светлое, чем наоборот. Снег вы всегда осветлите в фотошопе, хоть и придется потерять его текстуру.

Решите для себя: кто главный герой вашего кадра? Собака или снег? Жених или невеста? И в соответствии со своим выбором настраивайте фотоапапарат.

Удачных кадров!