Расписанные под хохлому шкатулки или бело-голубые блюда из Гжели есть во многих семьях. Однако стилей русской народной росписи существует великое множество — есть роспись палехская, мезенская, жостовская, вятская, пермогорская… Есть и дымковская. В чём отличие этой росписи? Причём тут дым? Как появился этот промысел? Рассказываем в нашей статье.
Игрушка с дымком?
Само словосочетание «дымковская игрушка» навевает ассоциации с дымом, и тут невольно можно задуматься: а причём он здесь? Может быть, глину, из которой делали эти игрушки, окуривали каким-либо особым способом? Или краситель создавали с помощью золы? И это всё совсем не так. Просто местом возникновения дымковской игрушки является Дымковская слобода, ныне входящая в городскую черту Кирова. Располагается оно на низменном берегу реки Вятки; по данным летописей, слобода была основана в далёком 1439 году после присоединения Вятки к Русскому государству.
Одно из ранних упоминаний о «дымке» относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Николай Хитрово, историк и благотворитель, описывал увиденный им местный праздник под названием «свистопляска», или «свистунья»: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». Праздник, кстати говоря, довольно древний: он устраивался на Вятке через месяц после Пасхи в честь поминовения павших во время битвы 1418 года. Эта битва известна как Хлыновское побоище: тогда ночью вятчане приняли пришедших к ним на помощь устюжан за врагов и разбили их. За что, по словам знаменитого Владимира Даля, невнимательных вятчан прозвали «слепородами и свистоплясами».
Промысел возник среди женского населения слободы – лепили фигурки в основном женщины и дети. В XIX веке дымковская роспись переживает свой расцвет – как и другие народные ремёсла средней полосы России в это время. Так, в 1856 году игрушками занимались 59 семей, а в 1880 году в год выпустили аж целую сотню тысяч этих изделий!
Золото, золото! (нет)
Что обычно изображали в Дымковской слободе? Обычными персонажами были люди — городские и сельские жители, дамы, кавалеры, музыканты, танцующие пары – а также обычные животные и птицы.
Изготавливают дымковскую игрушку из местной очень ярко-красной глины, смешанной с мелким коричневым речным песком. Игрушки лепятся не целиком: обычно вначале изготавливают различные части, которые в сыром виде потом соединяют и заглаживают. После просушки, которая длится от 2 до 59 дней, и обжига фигурки покрывают белилами в несколько слоёв — и если к концу XIX века для этого стали использовать химические красители, то вначале белила являли из себя смесь молока и мела.
Дымковская игрушка — всегда очень цветная. Традиционно их покрывали поверх белил темперными красками, замешанными на яйце с квасом. Чтобы игрушка блестела, её покрывали взбитым яйцом. Популярными цветами были оттенки жёлтого, синего, красного и зелёного цветов, наносимые на игрушку палочками и перьями; характерные орнаменты и узоры — точки, круги, штрихи, волны, ёлочки и цветы. Чередование узоров и оттенков при росписи фигурок зависело от мастера.
Самой отличительной особенностью этого промысла является то, что при украшении мастера использовали квадраты и ромбы из потали — то есть имитацию сусального, тончайшего золота. По этому признаку дымковскую игрушку можно всегда отличить от любой другой.
Сложная судьба
Угасание промысла дымковской игрушки начинается в конце XIX века: в моду входят гипсовые литые статуэтки. К 1917 году в Дымкове оставалась одна мастерица, лепившая игрушку — Анна Мезрина. Однако промысел не угас: прежняя его массовость и сохранность игрушки в музеях помогли в дальнейшем продолжить и развить промысел.
Дымковскую игрушку возродили в крайне трудное и трагическое время Великой Отечественной войны. Художник-энтузиаст Алексей Деньшин изучил сохранившиеся технологии и на базе фигурок из местных музеев начал создавать новые игрушки для того, чтобы радовать горожан и поднимать их дух в сложные времена.
Сейчас дымковская игрушка считается одним из брендов Кирова. В 2010 году в центре города установили скульптурную группу «Семья», которая с точки зрения сюжета и пропорций полностью соответствует канонам дымковской игрушки. Традиции же своей семьи – а заодно и фотографии рукодельных работ своих бабушек и прабабушек — всегда можно сохранить в нашей надёжной Цифровой капсуле времени!