1,2K подписчиков

День Ивана Купалы- Иванов день или Иван-травник.

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!

О, дивный праздник летних дней,

Иван Купала, радостный и смелый,

Когда земля в цветущих красках пьяна,

И солнце в небе царствует, как светлый царь!

День Ивана Купалы (также известный как Иванов день, Праздник летнего солнцеворота или Иван-травник) – один из самых известных славянских праздников. Он был посвящён летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-2


Точное происхождение этого необычного праздника неизвестно.
Иван Купала, он как яркая молния на небе летнем, вспыхнул и засиял на седьмое июля. Праздник, старый как мир, что и до христианства был у славян в чести, когда солнце в зените стояло, и земля от тепла дышала.

День Ивана Купалы отмечают ежегодно 7 июля.
По старому стилю Иван Купала отмечается 24 июня. Этнограф Аполлон Коринфский в своей работе «Народная Русь» отмечает, что торжества занимали сразу два дня – 23 и 24 июня. При этом Купала считался третьим после Семика (Зелёных святок) и Троицы главным летним праздником. Иногда же Купалу праздновали вплоть до дня апостолов Петра и Павла (29 июня) или до 4 июля.

История праздника.

День Ивана Купалы – это, несомненно, языческий праздник, который со временем объединил в себе христианские традиции. Его название и дата совпадают с Рождеством Иоанна Предтечи, также известного как Креститель. Слово «купала» происходит от глагола «купать» в значении «омовение» или «ритуальное погружение в воду».

Однако, несмотря на это, многие историки и этнографы предполагают, что название «Иван Купала» появилось уже в христианскую эпоху и было связано с почитанием святого. Доподлинно неизвестно, какое было оригинальное название этого праздника.

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-3


Связь праздника с язычеством.

День Ивана Купалы является ярким примером двоеверия – сочетания христианских и языческих верований и обрядов.

Двоеверие — это смесь христианских и языческих верований и обрядов. День Ивана Купалы является ярким примером такого сочетания.
У восточных славян этот день завершал череду троицких обрядов.

Славяне связывали день Ивана Купалы с «Летним Солнцеворотом». Это явление, которое нам сегодня известно как день летнего солнцестояния, когда день начинает убывать.

Да, было времени, когда христианство пришло, и праздник с Рождеством Иоанна Предтечи слился, но и в том и в другом смысл один: человек в гармонии с природой, с жизнью сам.

Удивительно, что этот древний языческий праздник смог пережить почти тысячелетнюю историю христианства в нашей стране и до сих пор существует. Для язычников он был праздником земледелия — одного из главных источников жизни и пропитания.

Ночь на Ивана Купалу, по поверьям, была наполнена волшебством и мистикой: цвели магические травы, светились подземные сокровища, а русалки и лешие устраивали шалости.

К XIX веку праздник Ивана Купалы приобрёл свой современный облик, вобрав в себя элементы других церковных торжеств, таких как Троица (с её украшением домов и храмов травами и цветами, плетением венков и хороводами) и Святки (с их гаданиями, ряжением и купаниями).

В разных регионах традиции, связанные с празднованием Ивана Купалы, могли сильно отличаться, но общими оставались обычаи, связанные с водой, огнём и растениями. Праздник связан с магическими свойствами воды, огня, цветов и трав, которые считались способными очищать от грехов и исцелять.

Огонь символизировал солнце, вода — природу, а растения — жизнь. Считалось, что обряды, связанные с этими элементами, обладают целительной и магической силой.

В этих праздниках принимала участие в основном молодёжь, женщины и люди, чья работа связана со скотом.

Традиции Ивана Купалы.

В ночь на Ивана Купалу проводились обряды, такие как купание, прыжки через костер и массовое купание.

Одним из главных обрядов этого праздника были прыжки через костёр. После захода солнца люди собирались у воды, и обязательным атрибутом таких гуляний был костёр.

До середины XX века в некоторых регионах сохранялся древний обычай добычи огня трением — так называемый «живой огонь». Считалось, что такой огонь обладает магической силой, а процесс его разжигания сам по себе является священным действием.

Костёр становился центром торжества. Вокруг него водили хороводы, пели песни и танцевали, а также прыгали через огонь. В некоторых регионах этот обычай считался очищающим: по поверьям, женщина, перепрыгнувшая через костёр, получала защиту от болезней и злых духов.

Если же девушка не приходила к костру в ночь на Ивана Купалу, то её могли посчитать ведьмой.
В некоторых регионах молодые люди прыгали через костёр, взявшись за руки. Считалось, что если они не расцепят руки во время полёта, то скоро поженятся.

Плетение венков.

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-4

Обязательным атрибутом праздника были венки, которые изготавливали заранее. Согласно поверьям, каждый цветок и каждая травинка в композиции обладали своими магическими свойствами, которые зависели и от способа плетения.

Венки часто использовали для гаданий. Их опускали в воду и отправляли по течению. Если венок уплывал, то считалось, что девушку, запустившую его, ждёт счастливая жизнь.

Также в ночь на Ивана Купалу венки бросали в костёр или относили на кладбище. Иногда ими украшали дома, а после праздника оставляли себе для лечения или защиты урожая от гибели.

А вода, она как свобода, как чистота, что душу очищает от злых мыслей. И в ночь на Ивана Купалу, когда травы с волшебной силой наполнены, люди в песнях свою волю выражали, в танцах веселье своё показывали.

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-5


В день Ивана Купалы, который отмечали 24 июня по старому стилю (7 июля — по новому), вода в озёрах и реках считалась целебной. Люди верили, что купание в реке на восходе солнца может помочь восстановить здоровье.

Если рядом не было водоёма или по какой-то другой причине нельзя было искупаться в реке, местные жители топили баню и парились с травами, собранными в этот день.

Также считалось, что с Купальской ночи до Ильина дня (20 июля по старому стилю, 2 августа — по новому) русалки покидают реки и озёра, поэтому купаться в них безопасно.

Поиски цветущего папоротника.

По поверьям, папоротник цветёт один раз в году — в ночь на Ивана Купалу. Люди верили, что тот, кто найдёт этот цветок, обретёт богатство, сможет видеть будущее и даже разговаривать с животными. Однако никому не удавалось отыскать несуществующее растение.

Этому поверью посвящена повесть Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». Согласно сюжету, батрак Петро с помощью дьявола находит цветок папоротника и клад. Благодаря неожиданному богатству Петро женится на дочери зажиточного казака, но вскоре заболевает и исчезает. Вместо клада в мешках, оставленных Петро, находят только черепки.

Люди не сильно расстраивались из-за несуществующего цветка папоротника, потому что верили, что другие цветы и травы в этот праздник, хоть и не обретают магическую силу, но становятся целебными.

Хороводы вокруг дерева.

В этот праздник особое внимание уделялось хороводам вокруг заранее выбранной берёзы, клёна или яблони, украшенных лентами и венками. Дерево символизировало раннее цветение, жизнь и плодородие. Девушки водили вокруг него хороводы и пели песни, как бы призывая женихов.

Позже по языческой традиции это дерево срубали и переносили туда, где проходили основные гуляния. Затем его бросали в поле или топили в воде, чтобы передать силу молодого деревца.


В тот день, как бывало, люди к реке собирались, девушки венки плели, молодые парни силу свою показывали, через костер прыгали. Огонь тот, он как символ солнца, как жизнь сама, что в сердце человека горит.


Незамужние девушки и неженатые парни на Ивана Купалу играли в различные игры, многие из которых были посвящены любви и браку. Например, все слышали строки:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло…

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-6

Это отрывок из старинной народной игры «Горелки». В этой игре участники разбивались на пары и убегали в разные стороны, пока водящий произносил эти слова. Затем водящий должен был догнать любую пару и поймать девушку, а оставшийся без пары юноша становился новым водящим.

Поскольку водящим всегда был юноша, а ловил он только девушек, эта игра предоставляла молодёжи возможность знакомиться и общаться, а молодым людям — выбирать себе невесту.

Традиции праздника сохраняются до наших дней.

Традиции празднования Ивана Купалы менялись на протяжении веков. Древние язычники готовили на этот праздник кутью — кашу из пшена или риса. Блюдо было символом семени, которое олицетворяло начало новой жизни.

У славян была необычная традиция, связанная с праздником Ивана Купалы. Молодые люди хулиганили всю ночь: крали у соседей дрова, пачкали окна домов, переворачивали лодки, а иногда даже угоняли коней. Это делалось для того, чтобы защитить местных жителей от злых духов.

С приходом христианства в праздновании Ивана Купалы появилась символика креста. В деревнях изготавливали куклу, которую называли «Ванька». Она представляла собой крест из двух палок. Затем ей делали «лицо» из овощей, яиц и цветов.

Съедобные части куклы съедали за большим застольем, а само чучело топили утром в ближайшей реке. Этот ритуал обычно связывали с приходом богатого урожая.

Праздник Ивана Купала в современной России.

В наши дни в России продолжают отмечать праздник Ивана Купалы, но уже без былого размаха и скорее в шутливой форме. От древних традиций остались лишь некоторые элементы, например, обливание водой, которое можно увидеть в детских лагерях в так называемый День Нептуна.

Традиции, которые сохранились до наших дней:

О, дивный праздник летних дней, Иван Купала, радостный и смелый, Когда земля в цветущих красках пьяна, И солнце в небе царствует, как светлый царь!-7

* обливание водой;
* пускание венков по воде;
* прыжки через костёр;
* хороводы;
* гадания.

Как и века назад, люди с радостью Ивана Купалу встречают. Праздник этот особенный, он напоминает о той силе духа, что в каждом из нас живет, о той любви к жизни, что в сердце горит. И пусть он будет вечным как солнце, что в небе сияет!

Однако Русская православная церковь не одобряет языческие традиции...

П.С. Как вы относитесь к этому празднику? Вы считаете, что его можно и нужно развивать на основе славянских традиций вместо чуждого нам дня Святого Валентина?