Уроки химии в нашей школе вела Надежда Ивановна. Пожилая женщина с вьющимися волосами носила очки с толстыми стеклами и классические костюмы. В кабинете химии перед доской размещалась небольшая кафедра, сохранившаяся, думаю, со времен гимназии. У доски за кафедрой учительница смотрелась как настоящая классная дама. Правда, это впечатление сохранялось только в самом начале урока.
Надежда Ивановна любила химию искренне и всей душой. Объясняя нам новую тему, она так увлекалась, что неизбежно выходила за рамки школьной программы. Учительница быстро перемещалась вокруг кафедры, путешествовала по проходам между партами. Ее речь становилась слегка сбивчивой, в пояснения вплетались воспоминания из студенческой жизни, необычные факты об особенностях химических веществ и различных реакций. В монолог постоянно вплетались различные стихи и отдельные рифмы, посвященные химии.
Многие из этих рифмованных строчек повторялись почти на каждом уроке. Их цитирование доставляло Надежде Ивановне большое удовольствие. Я пришла к выводу, что некоторые строки наша учительница когда-то сочинила сама.
Фенолфталеиновый от щелочей малиновый, но, несмотря на это, в кислотах он без цвета!
Вот, собственно, все мои знания по химии. И такая проблема была у всех моих одноклассников. Мы не могли усвоить огромный поток информации, выдаваемый на уроке. Мысли Надежды Ивановны аки скакуны, неслись на большой скорости по непредсказуемой траектории. Она путалась, сбивалась, увлекалась воспоминаниями. Могла неожиданно переключиться на биографию какого-нибудь знаменитого ученого. В таких случаях вместо новой темы мы слушали о невероятных химических открытиях. Поток информации прерывался звонком. Надежда Ивановна сетовала, что мы снова ничего не успели, предлагала самостоятельно прочитать параграф в учебнике.
Был случай, когда учительница перепутала классы, половину урока повторяла семиклассникам тот же материал, что и восьмиклассникам. Их урок был перед нашим, она перепутала.
В школе я училась хорошо, только химия стала настоящим провалом. К середине учебного года пробелы в знаниях начали копиться, как снежный ком. Я записалась на факультатив, но желаемого результата не добилась. На факультативе мы пытались глубже вникнуть в материал, но постоянно отвлекались.
Учебник я штудировала добросовестно. И отметки за ответы на уроках у меня были хорошие. Только знаний по химии не было. Печально, но с этим столкнулись все учащиеся школы. Позже, когда я перешла в другую школу, нашим классным руководителем была учительница химии. Помню, как на первом уроке нам предложили написать небольшую самостоятельную работу. Я сидела на первой парте перед учительским столом. Мне было стыдно перед учителем за пустой листок. Никогда не забуду, как Елена Васильевна мне сказала, мол, не переживай, из той школы все такие приходят.
Проблема была в неспособности Надежды Ивановны объяснить ученикам материал. В школе об этом знали, но почему-то закрывали глаза.
В параллельном классе учились три мальчика, которые были настоящими талантами в точных науках. Полагаю, в химии, они разобрались самостоятельно. Однажды в середине урока химии со шкафа внезапно повалил дым, такой густой, с желтоватым оттенком. По кабинету поплыл неприятный запах. Чуть позже мы поняли, что три гения из параллельного класса на перемене перед нашим уроком сделали закладки реактивов в нескольких местах. Реакция началась в середине урока, привела нашу Надежду Ивановну в неописуемый восторг. Точнее, сначала она немного растерялась, потом что-то сообразила. До самого звонка, сидя в дыму, мы слушали дифирамбы удивительной науке химии. Юных гениев не ругали, наоборот, отметили их глубокие знания. Думаю, что потом учительница с ними обсудила особенности использованных химических веществ.
Печально, когда преподаватель знает и любит свой предмет, но не может грамотно донести знания до учащихся.
Вам приходилось сталкиваться с такими учителями?