Найти в Дзене

Рассказ о картине / Земство обедает / Григорий Мясоедов

К 190-летию со дня рождения русского живописца Григория Григорьевича Мясоедова. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» была и есть наиболее известное произведение художника. О художнике Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911) — выдающийся русский живописец. Владимир Васильевич Стасов всегда называл его в первой пятерке лучших русских художников XIX века. В 1870 году в возрасте 36 лет он был удостоен звания академика. Наряду с крупнейшими русскими живописцами Мясоедов был участником Всемирных выставок в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1870 году Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л. Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н.
Оглавление

К 190-летию со дня рождения русского живописца Григория Григорьевича Мясоедова.

ЗЕМСТВО ОБЕДАЕТ 1872 / Размер - 75 x 125,5 / Материал - холст / Техника - масло / Третьяковская галерея
ЗЕМСТВО ОБЕДАЕТ 1872 / Размер - 75 x 125,5 / Материал - холст / Техника - масло / Третьяковская галерея

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» была и есть наиболее известное произведение художника.

О художнике

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911) — выдающийся русский живописец. Владимир Васильевич Стасов всегда называл его в первой пятерке лучших русских художников XIX века. В 1870 году в возрасте 36 лет он был удостоен звания академика. Наряду с крупнейшими русскими живописцами Мясоедов был участником Всемирных выставок в Париже в 1867 и 1878 годах.

-2

В 1870 году Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л. Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н. Крамской.

Художника Мясоедова считают мастером национальной живописи. Его творчество богато крестьянскими темами, сюжетами с мещанами, жанровыми сценами.
Источник

Что такое земство

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости.

Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.

В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.

Собрание проводилось один раз в году. В Новосиле его устраивали в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве других земств. Для крестьян это было очень удобно. Обычно на зиму многие крестьяне уходили из деревни и находили временную работу в городе.

Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены — по 600. Земским врачам в то время платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300.

В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Обед и участие в собрании для всех его участников был чистым расходом денег.

Действие картины

Действие картины происходит на фоне стены старого дома, ярко освещенного полуденным солнцем. Над крыльцом надпись: «Уездная земская управа».

Верхняя часть крыльца с надписью «Уездная земская управа» (деталь картины)
Верхняя часть крыльца с надписью «Уездная земская управа» (деталь картины)

У здания расположились обедающие крестьяне, представители земского уезда, приехавшие для участия в собрании гласных. Подобные земства стали появляться в российских губерниях и уездах после реформы 1864 года для решения хозяйственных и культурно-просветительских вопросов. Обед крестьян составляет простой хлеб с луком и солью. А внутри здания губернского совета разворачивается поистине аристократическая сцена: там виден официант, переставляющий блюда и бутылки с вином. По всей видимости, депутаты закончили обед.

Главным героям картины – крестьянам - художник придал характерные черты (где-то лукавство, где-то благородство, а где-то обида). Слева на старой скамейке сидит мужчина, обросший бородой, который уже пообедал. Слева от него – спящий человек и мужичок, продолжающий свою скудную трапезу.

-4

Рассматриваемая работа великолепно отразила через трапезу острые социальные проблемы. Главный посыл художника – передача яркого контраста между бедностью и богатством.

Первоначальное ощущение, что на холсте показана обычная сцена тихой провинциальной жизни, на самом деле иллюзорно, потому что на хмурых лицах крестьян запечатлены глубокая сосредоточенность и грусть, ведь не показанная на холсте дворянская часть земства обедает в помещении. В открытом окне виден вытирающий тарелки половой; с окна свешивается полотенце, а у подоконника стоят бутылки с вином. Художник показывает социальное неравенство. Тем не менее он избегает декларативности, предлагая зрителям самостоятельно разобраться в происходящем. Особый интерес художник проявляет к деталям: руки одного крестьянина бережно посыпают хлеб солью, другой мужчина держит пучок молодого зеленого лука.

Композиция

-5

При выборе композиционного решения Мясоедов отказался от традиционных академических приемов. Пространство в картине ограничено только облупленной стеной дома. Человеческие фигуры, расположенные на фоне стены как на сцене, приобретают особую выразительность.

Волнообразное композиционное построение народной группы показывает, какая мощная потенциальная сила скрыта во внешне покорном и бессловесном крестьянстве. Эта волна может все снести на своем пути. Но пока крестьяне задумчивы и спокойны. Они написаны с явной симпатией и сочувствием к тяжелой доле тружеников. Убедительны их живые умные лица, естественны позы. Это не натурщики, а живые народные типы.

По словам самого художника, работая над картиной, он хотел приблизиться «к реальному и повседневному».

Колористика картины

Контрастность светлой стены и темных фигур
Контрастность светлой стены и темных фигур

Что касается чисто живописных задач, которые ставил перед собой художник, то он использовал выразительное контрастное решение: на фоне светлой желтой стены плотными силуэтами выделяются фигуры персонажей. На переднем плане холодная тень от здания соседствует с освещенным солнцем участком и свежей зеленью в правом углу картины, где Мясоедов расположил интересную в колористическом и содержательном отношении фигуру крестьянина.

История написания картины

В монографии И.Н. Шуваловой, посвященной Мясоедову, читаем: «К сожалению, нам неизвестна история создания этого произведения. Не сохранилось ни одного подготовительного наброска, нет никаких письменных свидетельств художника или его друзей о том, как и где протекала работа над картиной...». Подобную сцену художник мог наблюдать в жизни. Не случайно под воздействием этой картины известный писатель Гаршин пишет историю N-ского Земского собрания».

Григорий Григорьевич был сыном мелкопоместного дворянина, и, следовательно, время от времени ему приходилось посещать земство в том уезде, к которому относилось поместье отца.

Поскольку село Паньково, где родился и вырос художник, во второй половине XIX века входило в Новосильский уезд Тульской губернии (сейчас город Новосиль и село Паньково входят в состав Орловской области), автор данного эссе обратился в Новосильский краеведческий музей с просьбой об идентификации здания, изображенного на картине Мясоедова. Директор музея Мария Андреевна Казначеева сообщила, что уездное земство было полностью разрушено во время войны, а после восстановления утратило свой прежний облик. Фотографии старого здания не сохранились. Однако в фондах музея имеется письменное свидетельство уроженца села Паньково Анания Семеновича Ремнева, работавшего в здании бывшего земства первые годы после революции, о доме, который изображен на картине его знаменитого земляка. Приведем некоторые строки из этого документа: «Крыльцо и вообще фасад здания, расположение окон точно напоминает мне здание бывшего Новосильского земства. Видимо, его Мясоедов видел и положил на полотно».

Гравюра с первого варианта картины «Земство обедает» (1873)
Гравюра с первого варианта картины «Земство обедает» (1873)

Нынешнее «Земство» — переработанный в 1876 году вариант картины, написанной художником в 1871—1872 годах. Вот почему в отдельных изданиях под репродукцией этого произведения стоит реальная дата завершения работы над полотном — 1876 год. Эту дату можно встретить и у Стасова, имевшего возможность видеть как первоначальный вариант картины, так и окончательное решение.

Судьба полотна

В 1872 году картина была представлена на II выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Если одни современники называли произведение «одной из лучших картин на современную тему», отмечали в ней «ноты негодования и сатиры», то другие считали, что художник «пришел к своей картине не готовый: идеалист по призванию и по манере, он не совладал с будничной покорностью простой, непротестующей и неказистой драмы в ее реально-грубой оболочке». О ней очень высоко отозвался Крамской — один из самых взыскательных художников и критиков. В письме к Перову, анализируя экспонаты передвижной выставки Товарищества, он писал: «Пейзажный отдел и отдел портретов — блистательный жанр — средний и даже положительно хорош. А картина Мясоедова — прекрасная».

В 1873 году произведение было приобретено Павлом Третьяковым за 945 рублей, а через пять лет включено в состав экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Известны другие названия этой работы: «Уездное земское собрание в обеденное время» и «Земский обед».

История сохранила имена членов собрания

На картине Мясоедова земство занимает наёмный купеческий дом. Известно, что свой дом оно начнет строить только на следующий год. Все не могли поместиться даже в самую большую из его комнат. Земство было так бедно, что располагало только 2 креслами и 10 стульями. Стулья к собранию приходилось брать у соседей, скорее всего в трактире. Так что обедающие в здании дворяне сидят на разношерстной сборной мебели и в страшной тесноте. Кто–то из помещиков побогаче привёз своего повара, которого мы видим на картине, и им хотя бы досталась вкусная еда.

Известны имена некоторых членов Новосильского земства. Это четыре представителя старой дворянской семьи Сухотиных, имеющей в обеих столицах большие светские и литературные связи. Председатель собрания, штабс–ротмистр в отставке Алексей Михайлович — приятель и постоянный корреспондент Ивана Тургенева. Его брат Сергей — чиновник московского дворцового ведомства — знакомец и сослуживец по Севастополю Льва Толстого. Сын чиновника, тоже Сергей, в дальнейшем станет зятем писателя.

В будущем история ухода жены Сергея Сухотина к новосильскому же помещику Лодыженскому станет источником сюжета «Анны Карениной». Один из помещиков Лодыженских был членом управы.

Какое наследие оставил художник

Григорий Мясоедов написал много пейзажей, преимущественно крымских. Надо сказать, что избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны, но все необычайно живописны и гармоничны. Изредка он пишет и портреты, в этом списке значится Николай Бекетов, Иван Шишкин. Однако этот жанр занимает небольшое место в деятельности Мясоедова.

Писал художник и на религиозные темы, и незадолго до смерти собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ знатоки особо выделяют картину «Сам с собою, или Игра в шахматы».

Интересный факт. На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.

В уже преклонном возрасте Мясоедов приобрел под Полтавой усадьбу. Там он основал школу живописи.

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

Картина Григория Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году, стала его визитной карточкой. Ведь в ней отражена реальная жизнь России после реформ, проведённых в 60-е годы XIX столетия.

Источник

Источник