67,7K подписчиков

Путь души. Психология от Возрождения до наших дней

Эпохи сменяют друг друга таким образом, что каждый новый период становится как бы противоположным по отношению к предыдущему.

Эпохи сменяют друг друга таким образом, что каждый новый период становится как бы противоположным по отношению к предыдущему. Дикая инстинктивная первобытность сменилась осмысленной и эстетически-наслажденческой античностью. Которую, в свою очередь, сменил схоластический, теоцентричный средневековый период. Соответственно, и ему, ориентированному на божественное, пришел на смену прямо противоположный подход - Возрождение. Возрождение именно той самой античности, которая так много внимания уделяла человеку, в отличие от средневековых представлений, не крошечному винтику в мироздании, а в качестве основы и центра. Интерес, внимание к человеку, отношение к нему как к важному звену, провоцировало развитие антропоцентричных искусств и наук. К изучению тела и души именно тогда человечество подобралось впервые со времен Античности максимально близко. Одной из ключевых для развития психологии фигур стал французский математик и философ Декарт, который полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Рене Декарт
Рене Декарт

При этом, философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он допускал, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. И, кстати, высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую», принадлежит именно ему.

Философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение».

Первым социопсихологом можно смело назвать Томаса Гоббса, сопоставившего влияние психологии людей на эффективность управления государством. Гоббс понял, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Томас Гоббс
Томас Гоббс

Шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь умозрительные заключения, не подкрепленные ничем. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.

...От богатейшего периода Ренессанса мир подошел к новому периоду, уже опиравшемуся не на чувственный опыт познания мира и человека, а на его разумное, рациональное осмысление. Период получил название Просвещения. Наука о душе, психология в официальном своем "статусе" и значении родом из той эпохи. Ведь отцом современной психологии принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта. Вундт связал физиологию, поведение, мышление, поняв и систематизировав их в единое целое. На основе своих наблюдений, выводов и записей он написал первый учебник по этой дисциплине под названием «Основы физиологической психологии», а в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт

Основным методом исследования Вундта была интроспекция - обращение к себе, самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и делились этими заключениями с ученым.

Вундта очень много и успешно преподавал, выпустив буквально сотни специалистов по психологии. В тот же период появился метод функционалистов, занимавшихся изучением того, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека. Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Согласно его идее разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Теория эволюции Дарвина тогда только-только набирала успех и на ее тезисы отлично ложились идеи функционалистов с их прагматичным подходом. Со временем функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Уже в конце позапрошлого века века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума. Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (и прежде всего, самыми ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд

Тем временем, и в нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в том же просвещенном, безумном в плане технологических достижений 19 веке. Наш менталитет, с его любовью к философии, религиозностью, а в те годы еще и мистицизмом; с глубочайшим психологическим подходом в искусстве (одна литература конца 19 века в нашей стране чего стоит!) будто предвосхитил всеобщее увлечение психологией, ее всплеск и развитие. Среди множества талантливых отечественных психологов-ученых выделить буквально пару ключевых фигур. Это Лев Выготский и Александр Лурия.

Лев Выготский
Лев Выготский

Первый считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Второй - Александр Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга. Это блок регулировки пробуждения; блок получения, анализа и хранения информации; блок программирования, регулирования и проверки активности.

Александр Лурия
Александр Лурия

...В 1904 году наш великий ученый Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение). Хотя Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо ни от чего. У когнитивной психологии есть дажа официальная дата рождения - 11 сентября 1956 года. Именно в этот день выдающиеся ученые Аллен Ньюэлл, Джордж Миллер, Ноам Хомский и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Ньюэлл и Саймон
Ньюэлл и Саймон
Ноам Хомский
Ноам Хомский
Джордж Миллер
Джордж Миллер

Если коротко передавать суть их доклада, то она кроется в следующем. Ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически. Большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. И информация лучше запоминается, когда она разбита на части. Эти ученые стали разрабатывать программы искусственного интеллекта, опираясь на качества и свойства человеческой психики. И алгоритмы, работавшие на примере компьютеров, применялись и на человека, соответственно.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, вниманием, интеллектом, языком, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению.

В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»