1,2K подписчиков

ИСКУССТВО КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ. ИСТОРИЯ СССР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПЛАКАТА ч.3-1

173 прочитали

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.Ленин сказал на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. С этого момента в истории России начинается новый отсчет. Еще никто не знает, во что выльется эта смена власти, какие трагедии последуют за этим, сколько людей погибнет в кровавом водовороте революционных событий и гражданской войны. Все пребывают в радостном возбуждении и ожидании великих событий. Революция, как бог Сатурн, будет пожирать своих детей чуть позже. А пока…

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.

А пока на арену истории выходит новое авангардное искусство. Преисполненное светлых надежд и великих свершений, оно рьяно берется за дело. Чтобы построить новый мир, нужно до основания разрушить старый. И вот на обломках самовластья начинают проявляться новые имена. Старую, станковую живопись списывают в утиль, в литературу решительно входят новые герои с морем алых знамен, колышущихся на ветру, скульпторы берутся за стеки и скарпели, композиторы пишут патетические оратории, в основе которых уже не лежит Священное писание. И конечно, в авангарде этого культурного флота - плакат, как самый доступный, дешевый, информативный, мотивирующий и простой способ довести нужную мысль и идею до гражданина новой страны.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-2

История советского плаката начинается сразу же после революции и проходит достаточно большой исторический путь, трансформируясь и подстраиваясь под текущие события. Плакат всегда идет в ногу со временем. Его особенность в отличии от станковой живописи в том, что он способен практически мгновенно реагировать на перемены, происходящие в обществе. Это весьма эффективное искусство масс, созданное для агитации и пропаганды, а так же для контроля над этими массами. К тому же доступное для миллионов неграмотных рабочих и крестьян, которые не читают газеты, и именно из плакатов узнают о событиях. По советским плакатам можно изучать историю. Стиль советского плаката разнообразен, от авангардных фотоколлажей до полноценных работ в стиле соц реализма.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-3

Осенью 1919 года в Российском Телеграфном Агентстве начинают выходить еженедельные агитационные плакаты, которые выставляются в окнах витрин пустующих магазинов, они так и называются «Окна сатиры РОСТА» или просто «О́КНА РО́СТА».

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-4

Первый плакат появился в витрине бывшего магазина поставщика двора его Величества "Товарищества А. И. Абрикосова сыновей" на углу Тверской улицы и Чернышевского переулка. Это тот самый Абрикосов, чей шоколад еще недавно рекламировал Василий Кандинский, плакат которого можно посмотреть в предыдущей статье

https://dzen.ru/a/Zhfe0tyf6RS22dVs

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-5

Уже через полгода таких магазинов пять, преимущественно в центре Москвы: на Сретенке и Кузнецком мосту. Но очень скоро свои «ОКНА РОСТА» начинают выпускать в Петрограде, Одессе, Омске, к началу 1921 года «ОКНА РОСТА» выходят уже в 50 городах. Стиль плакатов довольно простой и лаконичный, часто с использованием символики русского лубка и авангардного стиля, цветовая гамма скупая, не более трех цветов, тексты часто стилизуются под частушки. В «ОКНАх РОСТА» работают такие известные художники и литераторы, как Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Кукрыниксы, Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Владимир Козлинский, Демьян Бедный и другие.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-6

Плакаты «ОКОН РОСТА» поднимают злободневные вопросы, такие как борьба с безграмотностью и голодом, восстановление народного хозяйства, создание новой социалистической культуры, гражданская война, мировая революция, солидарность трудящихся всего мира и т.д.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-7

Плакаты выпускались в 1919 по 1921 год, всего было сделано около 2 тысяч плакатов. «ОКНА РОСТА» можно смело считать прародителем всего советского плакатного искусства. Один из самых известных плакатов, созданных в этот период, это плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?». Этот плакат был настолько популярен, что его стилистику использовали плакатисты всего мира. Интересно, что в Белой армии, с которой, собственно, и призывает плакат сражаться, чуть раньше был разработан очень похожий плакат «Отчего вы не в армии?».

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-8

Однако, история не стояла на месте, а молодая советская страна, одержав в Гражданской войне победу, приступила к своему развитию. «ОКНА РОСТА» временно закрылись, на смену пришли плакаты уже из мирной жизни.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-9

В стране начинают проводится экономические реформы, сменив политику военного коммунизма, в марте 1921 года провозглашается Новая экономическая политика – НЭП. И в плакаты возвращается реклама. Нет, плакаты эпохи НЭПа по-прежнему несут агитационную и пропагандистскую функцию, но в них появляется новая стилистика и новые направления. Молодое советское искусство активно занято поиском новых форм, возникают новые направления, такие как супрематизм, кубизм, импрессионизм, футуризм и другие направления. Художественные приемы, свойственные этим стилям, тут же занимают свое место в искусстве плаката. Доминируют простые цвета, лаконичность, отсутствие декоративных элементов, простота и яркая агитационная составляющая. Теперь вместо частушек можно увидеть яркие броские рифмованные лозунги: «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон», «Этой марки тарталетки любят взрослые и детки», «Раскупай восточный люд лучшие галоши привез верблюд», «Не страшны дороговизна и НЭП покупайте дешевый хлеб».

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-10

В задачу плаката теперь входит формирование нравственного облика советского гражданина, из «разящего удара, направленного на голову классового врага»[1] плакат превращается в воспитателя: ликвидация безграмотности, борьба с пьянством и насилием в семье, спортивный образ жизни, прославление труда и рабочего человека, освобождение женщин от кухонного «рабства», а еще на плакатах появляется представитель новой советской молодежи - пионер всем ребятам пример.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-11

Но и рекламные плакаты получают новые задачи, теперь плакат должен не просто втюхивать потребителю какой-то продукт или услугу: формирование правильного советского вкуса – вот его основная задача. Рассказать рабочему человеку о новых товарах, которых он сроду не видывал, объяснить их назначение и правила использования. НЭП, действительно, насытил рынок новыми товарами, рекламировали все: кондитерские изделия, пиво-воды, табачные изделия, галоши, карандаши и перья, различные услуги и предприятия.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-12

А еще именно в это время появляется киноплакат. Начинает бурно развиваться советское жанровое игровое кино, кроме того закупаются иностранные картины, на киностудиях даже появляется новая штатная единица – художник-плакатист. Фотомонтажные киноплакаты Антона Лавинского экспонировались на Международной художественной выставке в Париже в 1925 году, где он получил серебряную медаль.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-13

НЭП изначально рассматривался как временная мера. Необходимо было восстановить разрушенное хозяйство, выйти из кризиса, установить «смычку города и деревни», и вообще, дать людям вздохнуть после тяжелых лет войны. Кроме того, была проведена денежная реформа: вместо совзнаков появилась новая денежная единица – 11 октября 1922 года Совнарком РСФСР декретом «О предоставлении Госбанку права выпуска банковых билетов» постановил выпустить банковые билеты в золотом исчислении, достоинство которых выражалось в червонцах.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-14

Итоги НЭПа, действительно, впечатляющие. В абсолютно новых общественных и экономических отношениях советские экономисты сумели разработать принципиально новую экономическую стратегию, которая помогла стране выйти из чудовищного кризиса. Во время Великой депрессии в Америке американские экономисты для вывода страны из экономического кризиса использовали опыт советских экономистов, «Новый курс» Рузвельта базировался на экономических достижениях «Новой экономической политики» Советской России. Дэн Сяопин лично приезжал в СССР для ознакомления с НЭП, будущее успешное экономическое развитие Китая связано с внедрением экономических реформ на базе НЭПа. Это к слову о кухарках, которые пришли во власть после революции. Революцию делают не кухарки, а умные и хорошо образованные люди. Что и показала НЭП, несмотря на то, что огромное количество грамотных специалистов покинуло после революции Россию навсегда.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-15

К 1929 году НЭП практически сворачивают, хотя официально НЭП была прекращена 11 октября 1931 года, когда была полностью запрещена частная торговля, а все частные магазины были конфискованы вместе с товаром. И только червонец, учрежденный в этот же день 9 лет назад, остался и просуществовал вплоть до 1947 года. Страна берет курс на коллективизацию и индустриализацию. В 1928 году принимается первый пятилетний план, экономика окончательно превращается в плановую, государственным органом, осуществляющим планирование, становится Государственный плановый комитет Совета Министров СССР – Госплан СССР.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-16

А что плакат? Как обычно шагает вместе с народом вперед к коммунизму. Прежде всего он перестает быть авангардным. 23 мая 1932 года в «Литературной газете» в статье «Обеспечим все условия творческой работы литературных кружков» И.М.Гронский пишет: «Основное требование, которое мы предъявляем писателям, - пишите правду, правдиво отображайте нашу действительность, которая сама диалектична. Поэтому основным методом советской литературы является метод социалистического реализма». Термин «социалистический реализм» входит в советскую культуру, надолго вытеснив все остальные течения.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-17

И плакат, естественно, впитывает в себя всю эстетику это стиля и даже становится в авангарде. Основными темами плакатов являются индустриализация, коллективизация, по-прежнему популярны социальные плакаты о вреде курения, о нарушителях трудовой дисциплины, новой роли советской женщины, антивоенные плакаты. Вдохновленные динамикой новой жизни, внесенной индустриализацией, художники-плакатисты создают образы героических рабочих и колхозниц, воспевают трудовую доблесть и высмеивают пороки общества, появляются новые лозунги, созвучные с течением времени.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-18

Кроме того, плакат эпохи первых пятилеток поднимает еще одну насущную для советского государства тему – религия. С 1929 по 1931 год принимается ряд нормативных актов, ограничивающих права религиозных организаций и духовенства. Власть потихоньку начинает закрывать церкви. С церквей снимают колокола на переплавку, 16 октября 1931 года выходит инструкция «О порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников», согласно которой предписывается изымать в гос фонд надмогильные памятники и ограды, поставленные религиозными организациями. Постепенно начинаются репрессии против священнослужителей, которые к 1937 году становятся массовыми. Затем начинаются репрессии против верующих. Церкви разбирают, церковную утварь национализируют, оставшиеся без крестов и колоколов церкви превращают в обычные помещения, где располагаются склады и организации. Все это конечно же отражает плакат, являясь визуальной агитацией против религиозного культа.

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-19

В результате индустриализации за 13 лет была ликвидирована экономическая отсталость страны, что позволило СССР стать независимой державой. Кроме того, развитие промышленности привело к наращиванию военного потенциала страны, и это стало очень важной составляющей в преддверии мировой войны. К 40-му году принес свои плоды Ликбез - 90% населения могли читать и писать, в стране появилось много молодых специалистов. Цена, заплаченная советскими гражданами за индустриализацию, огромна. Историки до сих пор спорят о вреде и пользе этой экономической программы. Так или иначе, но к 1941 году страна пришла уже экономически независимой и достаточно развитой. Настолько, что единственная в мире смогла противостоять самой мощной военной машине – фашистской Германии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

[1]«Плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это – возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание» - Дмитрий Моор ( Дмитрий Стахиевич Орлов)

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Эту знаменитую фразу В.И.-20