Найти тему
Душевный шагомер

Дом-музей Васнецова: сказочный теремок среди московских многоэтажек и его секреты

Всё просто, надеваешь сапоги-скороходы - и ты в переулке Васнецова, 13, перед сказочным теремком! Всё остальное тут же растворяется в воздухе - и шумный проспект Мира, и минареты Московской Соборной Мечети по соседству, и советские панельные многоэтажки... Как и не было их!

За калиткой - дорожки, фигурно вымощенные кирпичом. Налево пойдёшь - в дом художника попадёшь, прямо пойдёшь - васнецовскую мозаику «Спас на престоле» обретёшь, направо - лоб об ограду расшибёшь. Идём налево.

-3

При входе в дом нас ждали богатырь-охранник, мышка-норушка-кассир и бахилы. 😄👌 Заплатив по 400 рублей с человека за вход и скачав бесплатный аудиогид по предложенному QR-коду, мы были направлены сразу на второй этаж, потому как на первом в это время шла экскурсия (900 рублей по предварительной записи на сайте). Опережая события, скажу что мы всё равно с этой экскурсией потом пересеклись, так как теремок небольшой.

Радость Алконоста. Кстати, часть картин Виктора Васнецова представлена в его доме, а часть висит в Третьяковке. Например, картины «Сирин и Алконост» мы в Теремке не увидели, как и легендарных «Трёх богатырей».
Радость Алконоста. Кстати, часть картин Виктора Васнецова представлена в его доме, а часть висит в Третьяковке. Например, картины «Сирин и Алконост» мы в Теремке не увидели, как и легендарных «Трёх богатырей».

Мастерская и «Поэма семи сказок»

На втором этаже Теремка - мастерская художника - с высокими потолками, огромными окнами с паутиной ветвей за ними, стройной белой печью с изразцами, аквариумом без золотой рыбки, гуслями-самогудами и картинами, занимающими всё пространство у стен.

В центре комнаты стоят длинные скамьи, напоминающие лодки, плывущие в сказочную страну Виктора Васнецова. Садишься и тебя буквально подхватывает волнами восторга. Поражает не только стиль, техника, сами сюжеты, но и масштабы полотен!

Картина «Спящая царевна» занимает почти всю стену, её размер - 214 см в высоту и 452 см в длину. Васнецов писал это полотно с 1913 по 1917 годы. Она вошла в его живописный цикл «Поэма семи сказок», как и «Сивка-Бурка», «Ковёр-самолет», «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Лягушка» и «Баба-Яга». Все они в Теремке навечно, практически не выездные из-за конструкции дома и своих размеров.

В сюжете картины Васнецова «Спящая царевна» переплелись мотивы Шарля Перро и Александра Сергеевича Пушкина - романтического символизма и русских народных преданий.
В сюжете картины Васнецова «Спящая царевна» переплелись мотивы Шарля Перро и Александра Сергеевича Пушкина - романтического символизма и русских народных преданий.

Не знаю, замечали ли вы раньше, но на картине «Спящая царевна» есть девочка-семилеточка, уснувшая на раскрытых страницах «Голубиной книги», в которой, по преданию, содержится глубинное знание о происхождении мира и смысле бытия: «У нас белый свет от суда Божия// Солнце красное от лица Божия// Млад светел месяц от персей его// Звезды частые - ризы Божии// Ночи темные - думы Господни// Зори утрени - очи Господни». Всё это нам поведал аудиогид.

Девочка-семилеточка, «Голубиная книга» и потерянная туфелька Спящей царевны (тоже очень интересная деталь). А какая резьба на спальном ложе! Ах.
Девочка-семилеточка, «Голубиная книга» и потерянная туфелька Спящей царевны (тоже очень интересная деталь). А какая резьба на спальном ложе! Ах.

Картины Васнецова заполнены всякими символизмами до края! Искусствоведы и гиды придумали множество толкований. Например, у Бабы-Яги вместо юбки - красное знамя Октябрьской революции, справа от Кащея - тёмный портал в «светлое будущее», Лягушка-Царевна прощается с экспроприированной усадьбой художника, а в картине «Архангел Михаил» библейская битва между добром и злом идёт на фоне светящегося мегаполиса, возможно, Москвы.

«Царевна-Несмеяна» - мой фаворит. Мне кажется, Васнецов собрал тут все-все народы, в фольклоре которых есть эта сказка - итальянцев, татар, индусов, русских. Все у ног скучающей царевны! Международный камеди-баттл. А помните, кто её рассмешил в русской сказке? Мышка, жук и сом, идущие на помощь дурню, упавшему в грязь. Она увидела их из окна, они на её руку и не претендовали. Я бы тоже, наверное, смеялась, увидев, как мимо моего окна идёт сом! 😂

Картина «Царевна-Несмеяна» была написана Васнецовым в 1916 году. Интересная деталь: стены терема украшены изображениями из народного лубка и христианских рукописей (слева - сюжет «Прение живота со смертью», справа - сюжет «Душа чистая»,). По мнению искусствоведов, Царевна - праведный образ, а алчные женихи - низменные грешники.
Картина «Царевна-Несмеяна» была написана Васнецовым в 1916 году. Интересная деталь: стены терема украшены изображениями из народного лубка и христианских рукописей (слева - сюжет «Прение живота со смертью», справа - сюжет «Душа чистая»,). По мнению искусствоведов, Царевна - праведный образ, а алчные женихи - низменные грешники.

В Мастерской есть и портрет самого Васнецова на фоне цветущей сирени. Он написан его дочерью Татьяной в 1913 году, когда мастеру было 65 лет. Рядом кисти художника и его рабочая одежда, наброшенная на спинку стула. Образ строгий, печальный, даже в чём-то иконописный.

Рисунок «Ангел молчания» выполнен углём в начале 1900-х - прямо на стене Мастерской. Он адресовал это послание своим детям - их у художника было пятеро (дочь и четыре сына). «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы» (цитата Васнецова).

«Не шумите! Сказку спугнёте».
«Не шумите! Сказку спугнёте».

Дом и мебель по авторскому проекту

Из мастерской спускаемся в жилую часть дома. Хотелось бы, конечно, по винтовой деревянной лестнице, ведущей в Гостиную, но она ценнейший экспонат, ☝️ её охраняет Богатырь-невидимка. Даже при жизни художника по этой лестнице было дозволено ходить только избранным. 😄 Для гостей есть другая - в башне с крышей-бочкой.⁣

Дом был построен в 1894 году в Троицком переулке (ныне Васнецовом) по авторскому проекту самого художника. Обстановка максимально приближена к той, что была при жизни Васнецовых. Со стен смотрят многочисленные и очень живые портреты членов семьи, даже портрет тёщи есть.

Столовая.
Столовая.
Столовая.
Столовая.

Почти вся деревянная мебель в доме выполнена по рисункам Виктора Васнецова в абрамцевcких и строгановских столярно-резчицких мастерских. Старинную столешницу для стола в Гостиной художник приобрел в Москве в «Магазине редкостей и старинных вещей», буфет с совами и большой буфет-терем вырезаны его братом Аркадием Васнецовым, мастерами в Абрамцево созданы Божница и два кресла для хозяев - курульное (для мастера!) и монастырское (для жены).

И даже цветы, увивающие окна, словно огораживают этот особый сказочный мир в переулке Васнецова.

-17

Буфет-терем, буфет-самобранка
и скамья-перекидушка

Буфет в Гостиной напоминает Терем - с резными оконцами, галереями, пристройками, воротами. Его венчает керамическая фигура Садко авторства Врубеля. За создание этого буфета талантливый резчик Аркадий Васнецов (младший брат художника) получил бронзовую медаль на Всероссийской Промышленной выставке в 1896 году.

-18

Буфет-Терем хорош в каждой детали!

А в Столовой стоит большой крестьянский буфет по образцам мебели севера средневековой Руси. Он получил в семье сказочное название «самобранка». Работало это так: полки буфета с противоположной стороны заставлялись приготовленными блюдами, кухарка приносила их с кухни, после чего глухие дверцы отрывались, и как по волшебству - пир на весь мир!

Доска с растительной резьбой над буфетом ранее украшала крестьянский дом во Владимирской губернии. Она была подарена Васнецову его друзьями художниками Репиным и Поленовым.
Доска с растительной резьбой над буфетом ранее украшала крестьянский дом во Владимирской губернии. Она была подарена Васнецову его друзьями художниками Репиным и Поленовым.

А как вам такая скамья с перекидной спинкой в стиле традиционной русской мебели XVII века? Придумают же.

Такие скамьи-перекидушки были характерны для русских храмов и монастырей.
Такие скамьи-перекидушки были характерны для русских храмов и монастырей.

В доме семь печей с изразцами

Все семь печей сложены по эскизам Васнецова и украшены поливными изразцами по эскизам Врубеля. Особенно хороша большая розовая печь в Столовой. Кстати, она тоже напоминает Терем, если присмотреться.

-22

Сколько же души и мастерства во всё это вложено.

Брынский лес и воришка

Музей в доме Васнецовых был открыт в 1953 году, в нём хранится около 24 тысячи экспонатов (живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта), всё это позволяет хоть чуть-чуть прикоснуться к васнецовскому миру.

Кстати, Васнецова многие осуждали за его излишний интерес к сказочным сюжетам. «Такого талантливого жанриста потеряли!». А он парировал: «В сказках, песне, былине, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Хотя у него есть множество работ, приближенных к реальности, особенно из раннего. Некоторые можно увидеть в доме-музее.

Мы обошли дом трижды! Я всё никак не хотела уходить... Смотрительницы уже посматривали на меня с подозрением. 😄

В этом доме любили бывать Репин, Серов, Суриков, Поленов, Шаляпин, Чехов, Горький, меценаты Третьяков и Мамонтов с семьями. Кого только не собирали знаменитые «васнецовские среды»! В Гостиной ставили домашние спектакли, читали вслух, любили слушать музыку. Терем остаётся очень гостеприимным и сейчас.

-27

Где искать?

Москва, переулок Васнецова, 13. Ближайшие станции метро - «Проспект Мира» и «Сухаревская». Работает с 10.00 до 17.00 (кассы и вход до 16.00), понедельник-вторник - выходные. Дом открывает двери в среду (любимый день). Каждый последний четверг месяца - санитарный. Вход в дом-музей 400 рублей, с экскурсией 900 рублей. Но это всё уже проза. Приходите за сказкой. 😉🤩

Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное.