Описание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX — начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения. В этой статье собраны самые известные описания балов в русской классике.
Начнем, пожалуй, с Московского бала 1810 года в «Войне и мире», который стал дебютом для Наташи Ростовой. Помимо описаний чувств Наташи: мотивы ожидания, разочарования и радости, Лев Толстой дает довольно интересные подробности бального ритуала XIX века, начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…
Кстати, именно на вальс — танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, — была приглашена дебютантка Наташа.
Толстой указывает на то, что император Александр I вел в полонезе хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья.
В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку — один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания.
Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной»
Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского. Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки.
Завершался бал обычно котильоном — веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и многих других танцев.
Особым явлением в России XIX — начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах». А также у Дмитрия Мамина-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы».
Подробнее читайте в источнике: https://www.culture.ru/materials/132038/baly-v-russkoi-literature
Балы Школы Светского Танца "Отражение" тоже традиционно начинаются с полонеза. И наши дебютантки наверняка испытывают эмоции, схожие с эмоциями Наташи Ростовой. Волнительное ожидание приглашения и радость от первого танца с галантным кавалером - прекрасные чувства!
Мы приглашаем именно Вас стать частью светского общества и лично ощутить атмосферу сказочного бала!
Чтобы узнать подробности звоните или пишите нам по номеру +79039035206, с удовольствием ответим!