15,1K подписчиков

«Вся Судьба моя — Призрак на миг — Как звено пролетающей Птицы». 140 лет со дня рождения русского поэта Василия Каменского (1884-1961).

 

   Это Я — это Я — Футурист-песнебоец И пилот-авиатор Василий Каменский  Василий Каменский − разносторонне талантливая и уникальная  личность.

Это Я — это Я —
Футурист-песнебоец
И пилот-авиатор
Василий Каменский

Василий Каменский − разносторонне талантливая и уникальная  личность.  Да, прежде всего, конечно,  поэт, но и художник-авангардист, новатор в области типографского искусства, словотворец, авиатор, циркач и актер. И во всех ипостасях выдающийся.

И что это за «Звено пролетающей птицы» в стихах Василия Каменского? Даже для представителя футуристического течения  образ вроде бы слишком смелый. Однако, ничего необычного – речь  идет об аэроплане «Блерио XI», на котором поэт-авиатор совершал немыслимые виражи в небе. Сперва на монопланах, а затем и на аэропланах собственной конструкции. 

Ну, а как же без чудес техники в начале бурного ХХ века? Даже футуризм как литературное направление всячески превозносил научно-технический прогресс - ведь это именно  Василий Каменский придумал в 1910 году слово «самолёт», ставшее сегодня обыденным для каждого из нас.  

Весело. Вольно. И молодо.

Все Мир Новый рожаем.

С солнца червонное золото

Падает урожаем.

Родился будущий поэт-футурист в самых необычных условиях -  на пассажирском пароходе, который шел по реке Кама. Капитаном парохода был его собственный дед Гавриил Серебренников, обрадовавшийся знаковому появлению наследника – наверняка, внук в скором времени окажется на капитанском мостике. Поначалу так и складывалось, мальчик взрослел «среди пароходов, барж, плотов, крючников, матросов, капитанов». Но родителей он потерял еще в пятилетнем возрасте, поэтому зарабатывать на жизнь пришлось очень рано, сперва конторщиком на железной дороге, позже актером в труппе А. Н. Помпы-Лирского, затем внештатником в газете «Пермский край», где юноша и подцепил «бациллу марксизма».  Очень увлекся! Начал проводить агитационную работу среди железнодорожников, руководил стачечным комитетом, за что и загремел на нары. Опьяненный воздухом свободы после  краткого тюремного заключения, поездил по России и Ближнему Востоку, и с 1908 года обосновался в Петербурге, в должности заместителя главного редактора альманаха «Весна».

Благодаря столь значимому посту Каменский познакомился со многими знаменитыми литераторами. Но «Весна»  в то время – почти единственный журнал для начинающих поэтов и писателей, в котором  в начале ХХ века печатались  Николай Гумилев, Игорь Северянин, Сергей Городецкий и Аркадий Аверченко. Естественно, и Василий Каменский составил достойную компанию будущим гениям русской литературы, но главное – сблизился  с футуристами, в том числе с Велимиром  Хлебниковым и  Давидом Бурлюком, у которого учился живописи и рисованию.

Давид Бурлюк «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского», 1917 год
Источник: Государственный Русский музей
Давид Бурлюк «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского», 1917 год Источник: Государственный Русский музей

С Владимиром Маяковским Василий Каменский встретился осенью 1913 года, уже состоявшимся поэтом и автором  повести «Землянка», хорошо принятой критиками и читателями. В книге «Жизнь с Маяковским» Василий Каменский так рассказывает об этой первой встрече:

«Ветром влетел в просторную комнату старого дома. Всюду картины. На полу беспорядок полный, как после землетрясения. За столом двое. Здоровенный Бурлюк со встрепанной прической, в малиновом жилете, в кожаных, огромных отцовских ботах и худущий, черноватый юноша с большими сверкающими очами, в цилиндре набекрень, одетый, впрочем, неважнецки – в черной блузе без пояса. Красивое мужественное волевое лицо. Встретились шумно и бурно. Бурлюк басил по-дьяконски: “Это и есть Владим Владимыч Маяковский, поэт-футурист, художник и вообще великолепный молодой конь. Мы пьем утренний чай и читаем стихи”». 
Василий Каменский с афишей выступления футуристов в Казани и сборником «Молоко кобылиц» в руке. 1914 год. Источник: Theartnewspaper
Василий Каменский с афишей выступления футуристов в Казани и сборником «Молоко кобылиц» в руке. 1914 год. Источник: Theartnewspaper

Однажды в кругу столпов русского футуризма Василий Каменский поклялся стать летчиком: 

«Крылья Райтов, Фарманов и Блерио — наши крылья. Мы, будетляне, должны летать, должны уметь управлять аэропланом, как велосипедом или разумом. И вот, друзья, клянусь вам: я буду авиатором, черт возьми».

«Аэроплан - вот истинное достижение современности».

В.В. Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 г.  Источник: Дом-музей Каменского
В.В. Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 г. Источник: Дом-музей Каменского

Сказано – сделано. Энтузиаст начал посещать занятия на Гатчинском аэродроме, приобрел собственный аэроплан – тот самый «Блерио XI», отправился за границу, на более продвинутую площадку авиационного мастерства – знаменитую школу Блерио. Теории он там поднабрался, а к управлению аэропланом русского поэта так и не допустили, летал он только в качестве пассажира-наблюдателя:

«Перед полетом выпил стакан коньяку на случай более легкого расставанья с жизненной суетой, выпил и сам авиатор. Полет оказался пьянее: мне совершенно вскружило голову, и я — кажется — заорал во всю глотку от наплыва энтузиазма».

Квалификационный экзамен на звание пилота Василий Каменский сдал уже в России, приобретенным мастерством был несказанно горд, катал на собственном аэроплане желающих и читал лекции по воздухоплаванию. В 1912 случилась катастрофа: на демонстрационном полете в Ченстохове машина попала в поток сильного ветра, опрокинулась и упала в болото. Каменского спасло чудо – пружинящая  почва смягчила удар, и незадачливый летчик остался в живых, отделавшись проломленной черепной костью,  треснувшей  ключицей, переломами  правой руки и левой ноги. К полетам он уже больше не вернулся…

Зато авиация навсегда поселилась в его стихах и придуманных им неологизмах, кроме «самолета» Каменский запустил в мир слова  «крыловейность», «улетан», «летайность», «летвивость», «летимость», «летивый» и многие другие, к сожалению, в быту не прижившиеся.

Форма стихотворения «Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве» тоже полностью «авиационная» - текст нужно читать снизу вверх, пирамидка слов делается все уже и уже, передавая читателю картину взлетающего аэроплана:

«Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве» из сборника «Танго с коровами. Железобетонные поэмы». Москва, 1914 год
«Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве» из сборника «Танго с коровами. Железобетонные поэмы». Москва, 1914 год

Василий Каменский прожил довольно долгую жизнь, ни разу не попав под жернова репрессий, был награжден орденами, состоял в Союзе писателей, его именем в тридцатые годы называли новые колхозы и пароходы. Перед самой войной поэт-летчик тяжело заболел и ему ампутировали обе ноги. Дружескую поддержу Василию Васильевичу в это трагическое время оказывал великий поэт воздуха легендарный пилот Валерий Чкалов. 

 

Каменский — поэт и авиатор. Картина художника Василия Каменского-младшего (сына поэта)
Источник: Uraloved.ru
Каменский — поэт и авиатор. Картина художника Василия Каменского-младшего (сына поэта) Источник: Uraloved.ru

Василий Каменский. «Вода вечерняя»

С крутого берега смотрю

Вечернюю зарю,

И сердцу весело внимать

Лучей прощальных ласку,

И хочется скорей поймать

Ночей весенних сказку.

Тиха вода и стройно лес

Затих завороженный,

И берег отраженный

Уносит в мир чудес.

И ветер заплетающий

Узоры кружев верб —

На синеве сияющий

Золоторогий серп.

Василий Каменский «Землянка». СПб., Типография Т-ва «Общественная польза», 1911
Василий Каменский «Землянка». СПб., Типография Т-ва «Общественная польза», 1911

Василий Каменский. «Маяковский»

Радиотелеграфный столб гудящий,

Встолбленный на материке,

Опасный — динамитный ящик,

Пятипудовка — в пятерике.

И он же — девушка расстроенная

Перед объяснением с женихом,

И нервноликая, и гибкостройная,

Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок,

Сын современности — сверх-неврастеник,

И жружий — ржущий жеребенок,

Когда в кармане много денег.

И он — Поэт, и Принц, и Нищий,

Колумб, Острило, и Апаш,

Кто в Бунте Духа смысла ищет —

Владимир Маяковский наш.

Василий Каменский «Юность Маяковского». - Тифлис, Заккнига, 1931
Василий Каменский «Юность Маяковского». - Тифлис, Заккнига, 1931

Василий Каменский. «Сердце детское»

И расцвела

Моя жизнь молодецкая

Утром ветром по лугам.

А мое сердце —

Сердце детское — не пристало

К берегам. 

Песни птиц

Да крылья белые

Раскрылились по лесам,

Вольные полеты смелые

Приучили к небесам.

С гор сосновых

Даль лучистую

Я душой ловлю,

Нагибаю ветку, чистую

Девушку люблю. 

И не знаю, где кончаются

Алые денечки,

И не верю, что встречаются

Кочки да пенечки.

Жизнь одна —

Одна дороженька —

Доля молодецкая.

Не осудит

Ясный боженька

Мое сердце детское.

Василий Каменский. Стихи. - Пермское книжное издательство, 1967
Василий Каменский. Стихи. - Пермское книжное издательство, 1967

Василий Каменский. «Любовь поэта»

Солнцецветением

Яснятся песницы

Где-то на окнах

Волокнах — яснах.

К звездам фиолятся

Алые лестницы

Где-то в разливных

Качелях веснах.

Лунномерцанием

Волнятся волны

Поляна любви на устах.

Где-то плеско плескаются

Синие чёлны

В прибрежных кустах.

И я далеко.

Раскатился как мячик.

И от счастья не знаю,

Куда

Песнебойца везут.

Где-то маячит

Алмазный маячик

И светляки по небу ползут.

Я люблю бесшабашиться.

В песнескитаниях

Утрокрылятся

Песни — нечайки —

Встречают и провожают

Жизнь мою.

За пароходом

Сном тают

Утрами — маями — стаями

Чайки.

Им — последним друзьям

Я Кричу и пою:

Где-то пути нерасстальные

У не здесь берегов.

Где-то шелковошум

Облаков

И ветры хрустальные. Встречайте.  Венчайте.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!