Вадим Медведев должен был стать мегазвездой в отечественном кинематографе. Этому способствовало буквально всё: его аристократическая внешность, потрясающе красивое лицо, высокий рост, отличная фигура, хорошо поставленный голос, многогранность таланта - он легко играл как романтических героев, так и циников и предателей. Наконец, его просто обожали поклонницы, причём, не только советские. Как-то ему написала письмо американская миллионерша, приславшая со вполне очевидными намерениями план расположения своей виллы. Но его карьера киноактёра резко оборвалась, когда в дело вмешалась любовь. Но обо всём по порядку.
Будущий актёр родился 28 апреля 1929 года в курортной Ялте. Кстати, при рождении ему дали имя Владимир - Вадимом он стал гораздо позже. Едва он окончил начальную школу, как началась война. Его мать вместе с ним эвакуировалась на Урал, а оттуда они в 1943 году переехали в Москву. Семья жила бедно, поэтому после окончания семилетки юноша начал искать себе работу. Поначалу он перебивался случайными заработками, но как-то однажды увидел объявление, что только что организованному Московскому драматическому театру (сейчас это Театр на Бронной) требуются актёры во вспомогательный состав. Медведев, ещё школьником мечтавший о сцене, решил попробовать свои силы и, к собственному изумлению, был принят. Правда, вскоре он понял, что навыков игры в школьном драмкружке для настоящей работы актёром недостаточно и поступил в студию при Московском камерном театре, где его педагогом был знаменитый Александр Таиров.
Медведев успел окончить в 1949 году эту студию - до того, как Таирова обвинили в формализме и безыдейности, а Камерный театр закрыли. В том же 1949 году Медведева призвали в армию. Он к тому времени успел жениться и очень хотел остаться служить в Москве - в Центральном театре Красной армии. Но его направили в Театр группы советских войск в Германии. Молодая жена трёхлетнюю разлуку не собиралась выдерживать и вскоре подала на развод. А Медведев, демобилизовавшись, даже не стал возвращаться в Москву и уехал в Ленинград, где его ждала вторая жена. Её звали Александра, и в феврале 1951 года у них родился первенец, которого назвали Вадимом.
В конце 1952 года Медведев стал актёром Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина - так называлась нынешняя Александринка.
Леонид Вивьен, бывший тогда художественным руководителем Пушкинского театра, и другие режиссёры использовали талант Медведева вовсю. К слову, тогда он и стал не Владимиром, а Вадимом. Орсино в "Двенадцатой ночи" по пьесе Шекспира, Ведерников в спектакле "Годы странствий" Алексея Арбузова, Алексей Иванович в "Игроке" по Достоевскому, Хэппи в "Смерти коммивояжера" Артура Миллера - Вадим Медведев блистал в самых разных амплуа.
А вскоре состоялся и его дебют в кино. Правда, почему-то в фильме "Римский-Корсаков", снятом режиссёрами Геннадием Казанским и Григорием Рошалем, его фамилии в титрах нет, хотя роль - оперного певца, исполняющего роль Садко в одноимённом произведении Римского Корсакова - довольно большая по экранному времени.
Возможно, как раз потому, что в первом фильме, в котором снялся Медведев, не было его фамилии в титрах, многие энциклопедии, включая Википедию, дебютной картиной актёра называют драму Иосифа Хейфица "Большая семья". Вадим Медведев сыграл в ней одного из братьев Журбиных - Антона. Фильм в 1955 году был показан на Каннском фестивале, и Вадим Медведев, в числе других актёров, снявшихся в картине, стал лауреатом этого кинофестиваля в номинации "Лучший актёрский ансамбль".
После "Большой семьи" предложения от кинорежиссёров накрыли Медведева подобно цунами. За шесть лет он снялся в тринадцати полноформатных художественных фильмах. Да, не всегда роли были главными. Например, в "Кортике" его героя убивают в самом начале. Но с этого убийства завязывается весь сюжет.
А, например, в экранизации "Двенадцатой ночи", поставленной Яном Фридом, он играл уже знакомую ему по театру роль герцога Орсино - и это была главная роль в фильме. Фильм вышел на экраны в 1955 году и стал одним из лидеров советского проката. А к Медведеву пришла популярность.
В том же, 1955 году, он снялся в ещё одной экранизации, сыграв итальянского революционера Джованни Боллу в драме Александра Файнциммера "Овод". Фильм посмотрели почти сорок миллионов кинозрителей, что явилось третьим показателем среди всех кинокартин, показанных в СССР в том году.
Порой режиссёры, возможно, наступая на горло собственной песн, давали Медведеву роли не положительных красавцев, а красавчиков-негодяев. Так поступил, например, Исидор Анненский, снявший актёра в своей мелодраме "Екатерина Воронина". В этом фильме Медведев сыграл майора-фронтовика, предавшего женщину, его полюбившую.
Но чаще всё же герои Медведева были не просто положительными, но просто мужчинами, которым хотелось подражать. После съёмок в трилогии "Хождение по мукам", где он сыграл Ивана Телегина, наверное, в Советском Союзе не было женщин, не влюбившихся как в его персонажа, так и в самого актёра. Его дочь Ирина вспоминала, что поклонницы буквально осаждали двери их квартиры. Порой приходилось даже вызывать для них кареты скорой помощи.
А в 1958 году на экраны вышел фильм-опера "Евгений Онегин", в котором главную роль также сыграл Вадим Медведев. Правда, партии Онегина в фильме исполнял солист Большого театра Евгений Кибкало, но поклонников актёра (и, особенно, поклонниц) это не сильно волновало - слава актёра достигла своего пика. Его друг Рудольф Фурманов вспоминал:
А когда на экраны страны вышел "Евгений Онегин", эта популярность переросла всякие разумные пределы. Помнится, во Пскове чересчур рьяные поклонницы в припадке восторга подняли машину, в которой сидел Вадим, и перенесли её на довольно приличное расстояние.
И вот на пике этой славы и популярности Медведев сыграл свою последнюю главную роль в кино. Это была роль советского разведчика Гончаренко, заброшенного в Германию под именем барона Генриха фон Гольдринга. Фильм "Вдали от Родины" снял режиссёр Алексей Швачко, премьера состоялась летом 1960 года, он занял второе место по количеству зрителей - его посмотрело почти 42 миллиона человек. Казалось бы, впереди у Вадима лишь весьма радужные перспективы.
Но в это время Медведев вдруг влюбился. Причём, влюбился так, что ушёл от жены, официально с ней разведясь. А его избранница, тоже замужняя дама, бросила ради него своего мужа. Эту избранницу звали Валентина Ковель. Она тоже была актрисой Пушкинского театра, правда, пришла в него за несколько лет до Медведева. К слову, она была и старше Вадима - официально на шесть лет, но поговаривали, что на самом деле год её рождения не 1923-й, а 1921-й. Внешностью она тоже особо не отличалась. Острослов Александр Белинский - тогда режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, друживший, наверное, со всеми актёрами Ленинграда, написал по этому поводу эпиграмму:
Онегин, я скрывать не стану,
Как я безумно хохотал,
Когда ты Ларину Татьяну
На Вальку Ковель поменял...
Скандал был неимоверный - любимец советского народа продемонстрировал этому самому народу, что для нет нет ничего святого. На него пытались воздействовать через партком и профком, но всё было тщетно - в прежнюю семью он возвращаться не собирался. Возможно, если бы Медведев не был бы столь популярен, то и не было бы такого ажиотажа вокруг, в общем-то, банального события. Ну, мало ли актёров расходится и сходится... Но его популярность сыграла с ним очень злую шутку. О том, что знаменитый Медведев бросил жену и детей узнала сама Екатерина Фурцева, бывшая тогда министром культуры СССР. И потребовала наказания.
Пожелания министров тогда (да, думаю, и сейчас) выполнялись мгновенно. Режиссёры перестали приглашать Медведева в свои картины. Как раз в это время Сергей Бондарчук проводил отбор актёров для своей эпопеи "Война и мир" и незадолго до этого события договорился с Медведевым, что тот придёт на пробы на роль Анатоля Курагина. Медведев на пробы пришёл, но в роли ему было отказано - она досталась в итоге Василию Лановому.
А вскоре скандал принял какой-то безумный оборот - коллегам Медведева по театру, Валентине Ковель, самому актёру потоком пошли анонимные письма с самым гнусным содержанием. Их было огромное количество, но почти все были написаны детским почерком. В конце концов, Медведев и Ковель обратились в милицию, и аноним вскоре был вычислен. Им оказалась школьная учительница, страстно желавшая вернуть актёра в прежнюю семью. Но когда Ковель спросила, как её накажут, то выяснилось, что та уже сама себя наказала. Причём, очень жестоко - она, поняв, что скоро всем всё станет известно, выпила смертельную дозу снотворного, оставив предсмертную записку:
Я плевала в их сторону, а плевки возвращались ко мне. Я хотела сделать хуже им, а навредила только себе…
Медведева практически перестали снимать. А если ему и доставалась роль, то это это были лишь небольшие эпизоды. Так, он сыграл у Григория Козинцева в "Гамлете" незначительного персонажа - Гильденстерна, хотя с его талантом он мог быть в этом фильме кем угодно.
По большому счёту, в это время у него оставался практически лишь театр. Он много играл в одних постановках со своей любимой женщиной. Но и в Пушкинском у него постепенно начались проблемы. Он, конечно, продолжал оставаться ведущим артистом театра, а в августе 1964-го даже получил в честь своего 35-летнего юбилея первое почётное звание - Заслуженного артиста РСФСР. Но уже в следующем году ему был объявлен выговор - тоже первый в его карьере актёра. Формальный повод был - он 25 декабря 1965 года не явился на репетицию "Смерти коммивояжёра". При этом пьесу он знал наизусть. Спектаклей с его участием ставилось всё меньше, Медведев даже начал зарабатывать тем, что ездил по школам и предприятиям на так называемые "встречи со зрителями", за что получал, разумеется, определённый гонорар. Как рассказывал его постоянный партнёр и импресарио Рудольф Фурманов:
В то время наша концертная деятельность напоминала жизнь маленькой бродячей труппы. Ни о какой машине и речи не могло быть. Шли, как говорила Валя, "от ёлочки к ёлочке". И концерты давали, по её же выражению, "за деньги, зубы и аборты". Не было ни одного санатория или дома отдыха в пределах Ленинградской области, где бы мы не побывали с концертами...
Впрочем, когда Медведев уже ушёл из Пушкинского в БДТ к Товстоногову, он продолжил встречи со зрителями, которые по-прежнему организовывал Фурманов.
И, да, в 1966 году Вадим Медведев и Валентина Ковель перешли в Большой драматический театр тогда ещё имени Горького. И в первом же спектакле они сыграли вместе. Это был спектакль "Традиционный сбор" по пьесе Виктора Розова. Спектакль имел успех у зрителей, как, впрочем, и большинство последующих, в которых играл Медведев.
Надо сказать, что Товстоногов и другие режиссёры почти перестали эксплуатировать внешние данные актёра, а сделали акцент на его умение перевоплощаться. Его герои уже не обладали картинной внешностью - судья Ляпкин-Тяпкин в "Ревизоре", Шмиц в спектакле по пьесе Макса Фриша "Бидерман и поджигатели" или Микич Котрянц в "Хануме" уж точно не были красавцами. К слову, когда актёр ещё не попал в немилость, то порой переживал, что его снимают в кино исключительно из-за внешности и часто говорил:
Опять за рожу в кино взяли.
Но если Товстоногов мог себе позволить давать большие роли Медведеву - в конце концов, Фурцева в БДТ если и бывала, то очень не часто - то кинорежиссёры по-прежнему делать это опасались. После попадания в опалу до самой смерти министра культуры в октябре 1974-го Медведев - за почти пятнадцать лет - сыграл в кино лишь несколько крошечных ролей, самой значительной из которых была роль Сиднея Джорджа Рейли в приключенческом фильме "Заговор послов", снятом Николаем Розанцевым на Рижской киностудии.
И лишь после смерти Фурцевой Медведеву была предложена большая роль в телевизионном сериале "Рождённая революцией". Он блестяще сыграл Нила Алексеевича Колычева - старого следователя российского имперского сыска.
Из крупных ролей, которые ещё успел сыграть Медведев, конечно же, стоит отметить его Микича Котрянца в "Хануме". Спектакль БДТ, перенесённый на плёнку, до сих пор вызывает массу эмоций у зрителей.
Потом была ещё небольшая роль в "Осеннем марафоне" Георгия Данелии.
И последняя значительная роль, которую сыграл Вадим Медведев - это Сергей Петрович Железнов, муж Вассы Железновой в драме "Васса" Глеба Панфилова. Вот тут уж точно нельзя сказать, что "за рожу взяли".
Последние картины, в которых снимался Медведев, как-то не очень отложись в памяти. Хотя в той же "Последней дороге", снятой Леонидом Менакером по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Александр Пушкин", задействовано целое созвездие отечественных актёров - от Иннокентия Смоктуновского, Андрея Мягкова и Ирины Купченко до Александра Калягина, Риммы Марковой и Михаила Глузского. Не затерялся на их фоне и Вадим Медведев, сыгравший друга поэта Петра Вяземского.
И, наконец, последний фильм Вадима Медведева - телевизионный сериал совместного, советско-болгарского производства, "Большая игра". Он вышел на экраны уже после смерти актёра. Его фамилия в титрах была обведена траурной рамкой...
При всех своих аристократических повадках и внешности английского лорда Медведев любил и умел работать руками. Одним из его увлечений, например, была реставрация старинной мебели. Занимался он этим в собственноручно оборудованной мастерской, где поставил токарный и фрезерный станки. А другой его страстью были катера. Первый он купил, когда ещё служил в Пушкинском театре. Произошло это довольно случайно и неожиданно, быть может, и для самого актёра. Он с Фурмановым и другими актёрами был с концертом в Кронштадте. Тогда на "Большую землю" оттуда можно было добраться лишь морем. И артисты решили возвращаться на небольшом шестивёсельном яле, который Медведев решил купить у местного моряка. А потом он сам (правда, не без помощи того же Фурманова) надстроил каюту и, назвав свой катер "Авансом", пускался на нём в разнообразные, порой весьма рискованные путешествия. Кстати, название придумала Ковель - ремонт и усовершенствование катера делалось на деньги, отложенные с авансов. А потом был "Павел Петрович". Медведев так назвал свой второй катер в память об отце Валентины Павловны, расстрелянного в феврале 1938-го. На этом катере довоенной немецкой постройки была прекрасная каюта, отделанная красным деревом. Кататься на нём любила вся труппа БДТ, в том числе и сам Товстоногов. А третий свой катер Медведев назвал "Амуром". Артист купил его в конце 1987 года и мечтал дойти на нём летом до своего домика, находящегося в месте впадения реки Свирь в Ладожское озеро. Своё предстоящее путешествие в разговорах с друзьями он называл "Амурской дорожкой"...
В середине восьмидесятых Вадим Медведев пережил инфаркт. А в 1987 году у БДТ был запланирован большой гастрольный тур. Сначала в Сибирь, а оттуда в Индию. Актёра отговаривали от поездки, но он давно хотел побывать в Индии, да и деньги были ему не лишние. Его коллега, актёр Владимир Рецептер рассказывал:
У Вадима был тяжелый инфаркт и ему не велели в гастроли, но он сказал - "Поеду!". Cначала в Омск, затем в Индию, куда ему очень хотелось, но было не надо.
В Бомбее идет спектакль, видно, что Вадиму плохо, а когда выходил со сцены, то в глазах было страшное, когда видишь, что у него впереди - подлянка.
Вернулись домой, cлава богу, показалось, что все нормально. Сыграли вместе с Валей Ковель "Смерть Тарелкина", шли домой и, вдруг, ему сделалось плохо. Cкорая довезла до дома, ему сделали уколы, а Валя вышла в кухню... И вот она выходит с вопросом:
- Будешь чай пить или кофе?
А ей говорят:
- Он умер...
Нельзя было ему колоть чего-то, а ему это вкололи.
Вадим Александрович Медведев умер в ночь на 2 марта 1988 года от аневризмы аорты. Ему было всего 58 лет. Его похоронили на Большеохтинском кладбище - на "Амурской дорожке".
Валентина Павловна рассказывала:
Когда Вадима отпевали, я очень плакала в церкви. Ко мне подошла старушка:
— Кого хоронишь?
— Мужа.
— Сколько прожили?
— Двадцать пять лет.
— Счастливо прожили?
— Очень счастливо.
— Так что же ты плачешь?
А через девять лет - в ноябре 1997-го - здесь же упокоилась и Валентина Ковель. Летом 2014 года умерла Александра Ивановна - мать детей Медведева Ирины и Вадима. Её прах был также захоронен рядом с актёром.
Кто пешком, а кто в карете с юных лет
Все спешат на этом свете, на тот свет.
Наша жизнь что день весенний, коротка.
От крестин до погребенья, два шага!
"Ханума"
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.