67,8K подписчиков

Путь души. Как развивалась психология

Психология, как многие науки, обязана своим названием греческой культуре. Но ее история берет начало с Древнего Египта. Поскольку именно в этой древней цивилизации еще в 16в. до н. э.

Психология, как многие науки, обязана своим названием греческой культуре. Но ее история берет начало с Древнего Египта. Поскольку именно в этой древней цивилизации еще в 16в. до н. э. был создан папирус Эберса. Он представлял собой сборник медицинских текстов, в котором, помимо физических недугов, упоминались и ментальные состояния - депрессия, слабоумие и др.

Папирус Эберса
Папирус Эберса

Понятно, что наблюдения за состоянием души, разума были и у других древнейших культур вроде Индии и Китая, но все же науку о душе именно как систематизированные знания определила именно Древняя Греция. Потому и именем своим психология обязана этой цивилизации. В переводе с греческого "психо" - душа, "логос" - наука, знание, слово.

Именно древние греки с их эстетизацией и философским осмыслением макро- и микромира первыми стали рассматривать психологию как дисциплину. Их понимание связи общего и частного, внутреннего и внешнего, привело к осмыслению важности изучения психологического состояния человека, а не только усовершенствования физических возможностей. И непосредственная связь внутреннего состояния человека с его поведенческими моделями, повседневной жизнью, влиянием на общество также виделась ими очень четко.

Сад Эпикура
Сад Эпикура

От попыток понимания общего древнегреческие философы подступали к проникновению в конкретное, частное, личное - к душе. Так, например, Фалес Милетский полагал, что, подобно каждому конкретному человеку, и весь мир тоже обладает душой. И именно душа являлась двигателем человека и мира, источником идей и энергии.

Его коллега Анаксимен провел аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. Незримый воздух он сопоставил с невидимой душой. Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, приведшей к пониманию души как элемента божественного в человеке. Т.е. еще задолго до христианства, например, было понимание отождествления человека с Богом, уподобления ему даже в физических проявлениях.

Гераклит Эфесский тоже оперировал физическими элементами, только, в отличие от своих предшественников, полагал, что основным материалом души является нечто похожее на активную энергию, которую можно сравнить с огнем. Т.е. его концепция отсылала к более чувственному восприятию души, человека. Согласно Гераклиту чувства являются первым источником информации о мире, но в силу индивидуальности и неконтролируемости восприятия, могут быть неверно трактованы. Следовательно, приносить беспокойство, трудности, болезни. Если же душа правильно истолковывает чувства и мир через чувственное познание, такой человек способен познать истину или Логос – принцип гармоничной организации мироустройства.

Гераклит
Гераклит

Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь. То, что по-прежнему оставалось незримым, уже активно изучалось, трактовалось, систематизировалось. Это и есть начало истории психологии.

В отличие от своих коллег, философ Эмпедокл был еще и врачом. И описал процесс чувственного восприятия и мышления как сочетания четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. И "отвечающие" за их взаимодействие две силы: разрушительная и созидательная, "добрая" и "злая", т.е. любовь и борьба.

Это согласно Эмпедоклу психология обогатилась понятием темперамента и его видов. Именно из этого разовьется теория о сангвиниках, холериках, меланхоликах и флегматиках. Но это - потом. Эмпедокл лишь нащупывал это понимание сквозь призму своего восприятия стихий и их влияния на человека.

Философ Анаксагор считал, что Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью определяет его функции. Душа - первична.

Психология, как многие науки, обязана своим названием греческой культуре. Но ее история берет начало с Древнего Египта. Поскольку именно в этой древней цивилизации еще в 16в. до н. э.-5

Схоже это и с идеями Демокрита, считавшего, что душа - сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ использовал диалектику в качестве основного метода познания и, следовательно, вполне логично утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии. Мы до сих пор используем этот метод!

Сократ с учениками
Сократ с учениками

Его ученик Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Здесь мы подходим к великому и прекрасному Аристотелю, благодаря которому некоторые науки вообще в принципе обрели название, систематизацию и некую форму. Аристотель утверждал, что действия человека не хаотичны и спонтанны, а всегда преследуют достижение какой-то цели, и, чтобы понять поведение человека, без причинно-следственной связи не обойтись. Психоанализ значительно позже будет опираться на эту простейшую, казалось бы, идею.

Платон и Аристотель
Платон и Аристотель

Зачатки самоактуализации также принадлежат мысли Аристотеля, который уверенно считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. И от этого так же зависит его поведенческая и мыслительная модель. Именно эту концепцию точечно исследовали психиатр Курт Гольдштейн и психолог Абрахам Маслоу.

Итак, многие идеи древних могут казаться странными, некоторые получили развитие и актуальны до сих пор. В любом случае, в античности психология развивалась невероятными темпами и дала старт многому в изучении человека.

Но - наступил период раннего христианства, затем Средневековья. Где место души и человека было совершенно четко определено клерикалами, богословами, схоластами. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога. Но ведь, по сути, это было лишь продолжением той самой, глубоко античной убежденностью в идентичности воздуха мира и души человека! Более детально и подробно изучением человека той поры занимался Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть совершенно определенное, индивидуальное "я". Находясь в разладе с которым, человек страдает и болеет, тогда как, будучи с ним в гармонии и согласии, испытывает умиротворение и покой.

Августин не просто умозрительно подошел к наблюдению за этим "я", но попытался прийти к конкретным заключениям. Так, он пришел к выводу, что важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования это память и все навыки и привычки зависят от ее состояния. Те мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявляться во время сна. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить. Хаос в мире происходит от непрерывной борьбы этого индивидуального "я" в каждом человеке - с единым вечным Богом. Чем больше конфликтов, тем больше страдает человек и мир. Чем больше единения "я" и Бога, тем больше счастья и любви. Отсюда логичный вывод - любовь составляет основу счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Поэтому человеку необходимо развивать в себе безусловную любовь, которая не связывает его зависимостью от условий, способна делать счастливым по умолчанию.

Аврелий Августин
Аврелий Августин

При этом Августин обозначил некий «первородный грех» как причину того, что все люди изначально грешны. Эта обреченность, отказ человеку в возможности не ощущать вину априори на протяжении нескольких веков и во многом препятствовали изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Что происходило с психологией в этот период - в следующем материале.