Вообще ребёнок начинает осваивать ползание с самого момента рождения, но это на рефлекторном уровне. И там есть свои рамки и нормы, а главное заметные для специалиста диагностические факторы.
Этот этап 👆 есть у всех практически здоровых детей. Думаю, что и об этом скоро напишу.
Для понимания же родителей наиболее важными являются
2 следующих этапа ползания: по-пластунски и на четвереньках.
О их мы с вами сейчас поговорим, т.е. про освоение не рефлекторного акта, а про формирование зрелого осознанного навыка ползания из рефлексов, которые выдаёт спинной мозг.
На качестве формирования и реализации осознанного ползания базируются и шаг, и состояние стопы, и осанка, и множество психических и когнитивных функций ребёнка.ю а потом и взрослого человека, выросшего из этого ребёнка.
Сначала о временных нормах
Эти рамки достаточно широки.
Здесь важна не скорость, а качество и поэтапность освоения каждого элемента.
- Ползание по-пластунски с 4,5 до 8 месяцев
- Ползание на четвереньках с 5,5 до 9,5 месяцев
Теперь про поэтапность
❗На каждом этапе внимательно следим за СИММЕТРИЕЙ!!!
Всегда рада вашим ЛАЙКам за полезную информацию 👇
и приступаем к разбору основных этапов освоения ребенком ползания.
1й ЭТАП
В положении на животе ребёнок переносит вес тела на одну сторону. Получается, что, например,:
- левая сторона (нога, рука и бок) оказывается опорной и лежит на опоре
- правая нога сгибается для толчка пальцем об опору,
- правый полутаз и живот приподняты над опорой
- правая рука освобождается для игр и выброса вперёд при ползании
Здесь параллельно появляются перевороты с живота на спину благодаря толчку одной ногой от опоры.
⚠️ Если видите какие-то нарушения или не симметрии, то постарайтесь как можно быстрее обратиться к двигательному/физическому терапевту и остеопату для устранения мешающих напряжений и не верно формирующихся подключений мышц и связок в функциональные цепи.
2й ЭТАП
Ребёнок начинает стараться тянуться рукой до игрушки впереди и пробовать толкаться поочерёдно ногами от поры.
Здесь появляется уже качественный паттерн переворота с живота на спину и может появиться вращение вокруг своей оси.
❗ Очень важно снять с ребёнка носки и переместить его на пол.
Игрушки класть впереди чуть поодаль от него так, чтобы для захвата пришлось тянуться. а потом и толкаться ногой.
3й ЭТАП
Уже сейчас начинается наработка шага. Появляется навык ползания по-пластунски, который создаёт подключение мышц в длинные односторонние цепи для шага.
Здесь же активно нарабатывается функция брюшного пресса при свободной пояснице, что даст хорошее сидение и ровную спину в будущем.
⚠️ На этом этапе очень желательно показать малыша двигательному терапевту для оченки качества сформировавшегося паттерна.
4й ЭТАП
Здесь развитие может пойти несколькими путями:
- ребёнок может на некоторое время "зависнуть" в БОКовых позициях,
- может выйти в СИДЕНИЕ на седалищных буграх,
- может начать ПОДТЯГИВАТЬ под себя согнутые НОГИ и выталкиваться вперёд при разгибании согнутых ног
⚠️ Последний вариант часто может говорить о некоторых дисфункциях таза, которые нужно как можно скорее корректировать.
5й ЭТАП
Ребёнок выходит в ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕТВЕРЕНЕК и начинает раскачиваться в этом положении. Таким образом происходит смена "драйвера"
- в пластунах главный драйвер - нога, которая толкается
- в четвереньках - рука, которая тянет таз на себя
Поэтому может состояться ПОЛЗАНИЕ НАЗАД, когда "рука ни как не может сообразить", как нужно тянуть таз, а вместо этого толкается от опоры назад.
Как правило это просто некоторые координационные сложности и ребёнок за 3-4 дня с ним справляется.
⚠️ Но, если НЕ справился и продолжает ползать назад, то это говорит о дисфункциях по шее и суставам плечевого пояса.
Выход в четвереньки может состояться 3мя способами:
- через поворот вперёд на согнутые ноги из боковой позиции
- через боковую ротацию на согнутые ноги из положения седа
- напрямую из пластунов через подтягивание ног под себя и выход в опору на прямые руки.
⚠️ Последний вариант менее предпочтителен, т.к. может говорить о дисфункциях по тазу и/или проблемах в ротации бедра. Это очень негативно скажется на формировании паттерная шага и стопы.
6й ЭТАП
Это уже непосредственно ПОЛЗАНИЕ на ЧЕТВЕРЕНЬКАХ. Здесь формируются длинные мышечные перекрёстные цепи, соединяются в единый механизм длинные прямые цепи, образуются нейронные связи между полушариями мозга. И формируется ещё множество физиологических, неврологических, эмоциональных и когнитивных функций.
✅ Чем качественнее и симметричнее это ползание на четвереньках из всех предыдущих этапов получилось, тем качественнее все эти функции.
Дорогие заботливые родители, следите, пожалуйста, внимательно и без паники за развитием навыков и умелок Вашего ребёнка. Подмечайте особенности симметрию действий и положений малыша.
✅ Ведь ни кто кроме вас не бывает с ваши ребенком так долго. ни кто не может заметить все нюансы.
Сейчас посмотрите повнимательнее, обратитесь вовремя за помощью,
потом меньше нужно будет своего исправлять у неврологов, логопедов, ортопедов, нейропсихологов и т.п.
- - - - - - -
При необходимости могу помочь вам ОЧНО и ОНЛАЙН
- - - - - - -
Благодарю за Лайки 🤗
Поделитесь наблюдениями за ползанием своего чада
в КОММЕНТАРИЯХ 👇