Студенческая лекция в ОмГПУ. Династия психологов-профессионалов Леонтьевых

Недавно на факультете иностранных языков Омского педагогического прошла лекция от студентки второго курса Виктории Лабановой. Она рассказала про известного педагога Шалву Александровича Амонашвили. На этот раз для студентов факультета математики, информатики, физики и технологии лекторами стали Виктория Серянина и Алина Капицина под руководством кандидата психологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологии Ирины Валерьевны Казаковой.

«Мы рассказывали о великих отечественных психологах — династии Леонтьевых. В конце лекции мы провели тест смысложизненных ориентаций Дмитрия Алексеевича Леонтьева, направленную на выявление источника счастья и уровня удовлетворенностью своей жизнью. Нам была интересна эта тема, поскольку это ценный опыт и возможность поделиться полезной информацией с другими студентами, ведь они тоже изучают сейчас курс психологии. К нам пришло гораздо больше человек, чем я ожидала. Они внимательно слушали и задавали вопросы. Многим понравился опыт с сомом в аквариуме, который являлся примером элементарной сенсорной психики, изучаемой А.Н. Леонтьевым. Да, присутствовало волнение, ведь у нас ещё не так много опыта в проведении подобных мероприятий. Но это был ценный и полезный опыт. Начало положено, а дальше — больше и лучше!», — рассказала студентка Виктория Серянина.

Предлагаем вам познакомиться с этой известной династией психологов, ведь студентки поделились материалами своей лекции в удобном для чтения формате. Не забудьте пройти тест «Смысложизненные ориентации».

Леонтьевы: династия известных отечественных психологов

Опыт научных изысканий и открытий бережно хранится и передается человечеством из поколения в поколение. Знания накапливаются, становясь почвой для новых исследований и открытий и, в свою очередь, сохраняются в огромной книге науки.

Во все времена уважали семьи, где ремесло или профессия перенимались от отца к сыну, сберегая тем самым накопленный опыт и обогащая последующие поколения. Так и в науке высоко чтится преемственность последующими поколениями идей предыдущих и дальнейшего развития их.

Одной из таких династий является династия Леонтьевых, члены которой внесли огромнейший вклад в развитие психологии, психолингвистики и других областях знаний, при этом являясь яркими, деятельными личностями.

Леонтьев Алексей Николаевич – советский психолог, создатель научной школы, организатор и первый декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности.

Его заслуги перед отечественной наукой велики и разносторонни. В Московском университете он создал сначала отделение психологии на философском факультете, затем факультет психологии, который возглавлял в течение 12 лет.

Родился 5 февраля 1903 года в интеллигентной, обеспеченной семье. С ранних лет Алексей обнаружил у себя интерес к технике. Обучался в 1-м Московском реальном училище, поскольку родители считали, что сын выберет в будущем карьеру инженера. Однако под влиянием исторических событий – начавшейся Первой мировой войны, а затем Февральской и Октябрьской революций – юноша заинтересовался механизмами общественных катаклизмов и психологией людей и в 1921 г. поступил на факультет общественных наук (ФОН) Московского университета.

Университет закончил в 1924 году. Однако, как пишут сын и внук ученого в комментариях к его биографии, на самом деле окончить университет ему не удалось, он был исключен.

О причинах существуют две версии: будучи студентом, в 1923 году заполнял какую-то анкету и на вопрос «Как вы относитесь к Советской власти?» якобы ответил: «Считаю исторически необходимой».

Вторая версия: всеми нелюбимому лектору по истории философии Леонтьев прилюдно задал вопрос, как следует относиться к буржуазному философу Уоллесу, биологизатору и вообще антимарксисту. Не очень образованный лектор, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Специализироваться по психологии Леонтьев начал благодаря Георгию Ивановичу Челпанову, первому директору Психологического института при университете, читавшему на ФОНе общий курс психологии. После увольнения Челпанова с поста директора Психологический институт возглавил Константин Николаевич Корнилов, по совету А.Р. Лурии пригласивший на работу Л.С. Выготского. Леонтьев, занимавший внештатную должность научного сотрудника института второго разряда с начала 1924 г., стал ближайшим учеником и соратником Выготского.

Существует версия: пришли к Выготскому молодые психологи Лурия и Леонтьев, и началась школа Выготского. На самом деле, пришли к Лурия молодые психологи Выготский и Леонтьев. Первое время этот кружок возглавлял Лурия, старший по должности в институте, уже известный психолог, имевший к тому времени несколько опубликованных книг. Потом же произошла перегруппировка, и лидером стал Выготский.

А.Н. Леонтьев занимался педагогикой, зоопсихологией и восстановлением движений. Значительная часть исследований Леонтьева 2-й половины 1930-х гг. посвящена фундаментальным проблемам возникновения и развития психики, которые он рассматривал с новых, деятельностных позиций. Леонтьев обобщил теоретические и эмпирические исследования, проведённые к тому времени в мировой науке и в созданной им школе, предложил новый критерий психического, разработал теорию развития психики в филогенезе, описал стадии элементарной сенсорной, перцептивной психики и интеллекта.

А.Н. Леонтьев исходил из того, что каждая новая ступень психического развития начиналась с усложнения взаимодействия организма с внешней средой.

  1. Элементарная сенсорная психика

Обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей. На этой стадии находятся животные, обладающие лишь зачатками психики – многие простейшие.

Эксперимент с сомом:

Сом помещается в аквариум, в нем марлевая перегородка, с противоположной стороны – пищевой объект, он устремляется к пище, наталкиваясь на перегородку, в конечном счете находит обходной путь. При повторении несколько раз – сом больше не приближается к этой перегородке, и сразу устремляется к цели. Перегородка убирается, но сом ведет себя так, как будто она есть. Через какое-то время, не сразу, постепенно сом идет по прямой к этой цели. Результаты эксперимента говорят о том, что запах пищи воспринимается сомом одновременно и как свойство пищи и как свойство преграды. Пища и преграда воспринимается сомом как единое целое, а не как два отдельно независимо существующих предмета. Этот эксперимент показывает, что у сомов, как и у др. низших животных, еще не развито псих. отражение внешнего мира как отдельных элементов.

Недавно на факультете иностранных языков Омского педагогического прошла лекция от студентки второго курса Виктории Лабановой. Она рассказала про известного педагога Шалву Александровича Амонашвили.-2

Перцептивная психика

Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Их психика проявляется в развернутой цепи действий.

  1. Стадия интеллекта

Прежде всего имеют в виду деятельность человекообразных обезьян.

В 1951 г. Леонтьев стал заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ. В 1966 г. Леонтьев организовал создание факультета психологии МГУ и стал его деканом, а также заведующим кафедрой общей и прикладной психологии. В этом же году Леонтьев был президентом 18-го Международного психологического конгресса, проходившего в Москве.

В период деканства Леонтьева его школа превратилась в школу исследовательских коллективов, научные программы которых содержали в своей основе общие принципы психологической теории деятельности.

Поздние работы А. Н. Леонтьева были посвящены в основном теоретико-методологическим проблемам психологии, вопросам истории психологии, психологии искусства, психологии восприятия, инженерной психологии, психологии личности.

Также параллельно с работой в МГУ А.Н. Леонтьев вел передачу «Экран — учителю», где рассказывал об основных проблемах отечественной психологии, затрагиваемых в своих исследованиях, просвещал зрителей в вопросах психологии, уделяя особое внимание психологии личности.

Многие годы Леонтьев читал поточные лекции по курсам «Общая психология» и «Методологические основы психологии», при этом «сверхзадачей» обучения он считал формирование у студентов культуры мышления и их личностное развитие.

На должности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии Леонтьев оставался до своей кончины 21 января 1979 г. В телеграмме, присланной на смерть Леонтьева, Жан Пиаже назвал его «великим». А, как известно, мудрый швейцарец не бросал слов на ветер.

Второй, но не последний великий психолог в семье Леонтьевых - Алексей Алексеевич Леонтьев.

14 января 1936 года в Москве, в семье известнейшего советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева, родился первый сын, названный, в честь отца Алексеем.

Алексей Алексеевич Леонтьев внес огромный вклад в психологию и стоял у истоков такой новой для СССР науки, как психолингвистика. Но его путь в области психологии не был столь прост и прямолинеен, как могло бы показаться из-за его происхождения.

Стоит для начала сказать пару слов про детство Алексея Алексеевича, ведь еще будучи ребенком он проявлял незаурядные способности к обучению.

Еще до того как А. А. Леонтьев начал учиться в школе, он занимался в детской группе по изучению немецкого языка. При поступлении в школу Алексей Алексеевич был определен не в первый класс, а сразу во второй. Более того, по результатам исследований, проводимых среди учеников, он был зачислен в список вундеркиндов. Результатом обучения в школе стала золотая медаль.

По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Как вспоминает Леонтьев А.А., психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал. Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова.

Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А.А. Леонтьев выбрал факультет филологии по специальности «немецкий язык», где защитил кандидатскую диссертацию на тему, далекую от психологии.

Однако стоит все же отметить тот факт, что Алексей Алексеевич тяготел к междисциплинарным гуманитарным направлениям и зачастую работал, так сказать, «на стыках» различных наук. Темой его докторской диссертации в области психологических наук стала «Психология речевого общения».

Наверное, именно тогда, с начала 60-х, Леонтьев увлекся новым научным направлением – психолингвистикой, которая изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психолингвистика несомненно связанна и с речевой деятельность человека. Можно даже сказать, что речевая деятельность – основа этого направления. Поэтому стоит сказать про разработанную А.А. Леонтьевым Теорию речевой деятельности.

По мнению А.А. Леонтьева, речевая деятельность – это некоторая абстракция, которая обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого.

Нельзя не сказать о таком важном труде Алексея Алексеевича как «Психология общения». Очень интересная работа, в которой освещаются особенности разного типа общения. И сегодня мы бы хотели поделиться с вами, как с будущими педагогами, полезными советами Леонтьева, касающиеся речи лектора и его общения с аудиторией.

Чтобы с самого начала вызвать интерес слушателей к лекции, следует начать с самой постановки темы. Одну и ту же лекцию можно назвать по-разному, скажем, «Воспитание детей в семье» или «Кто ответствен за воспитание наших детей: школа или мы с вами?» Последний вариант подчеркивает действительное или возможное различие точек зрения.

Еще лучше, учитывая особенности общения, предварительно ознакомить аудиторию не только с темой лекции, но и с ее основной проблематикой.

Также не стоит забывать, что один из мотивов лекционного общения является мотив познавательного плана, направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия.

Данные приемы, согласно Леонтьеву, помогут более эффективно выстроить лекционное общение.

Данная работа стала одним из последних крупных трудов Леонтьева, связанных с психологией общения. Со временем психолингвистика, исследования речевой деятельности человека начали отходить для Леонтьева на второй план.

С середины 80-х годов Алексей Алексеевич начал активно заниматься педагогикой, публикуя множество статей по вопросам школьного и вузовского образования.

Главную задачу современного образования А.А. Леонтьев видел так: «Учить ребенка так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить его в тупик. Ориентировать ребенка на возможное будущее, в создании которого ему так или иначе придется участвовать, а не на мифологическое прошлое… и даже не на… как следует не осмысленное нами настоящее».

За 68 прожитых лет Алексей Леонтьев младший стал автором более 30 книг и более 800 статей. Самые известные его труды, конечно же, посвящены области психолингвистики.

Последний, но не менее важный из династии, которой посвящена наша сегодняшняя лекция – Леонтьев Дмитрий Алексеевич, Доктор психологических наук, профессор. Родился 28 июля 1960 г. в Москве.

В 1982 году окончил МГУ им. Ломоносова по специальности Психология. Что интересно, Дмитрий Алексеевич получил доп. специальность: переводчик с немецкого в области психологии, преподает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работает в НИУ ВШЭ.

Д.А. Леонтьев – автор оригинальной концепции психологии смысла и общепсихологической концепции личности; ведущий представитель экзистенциального подхода в России, исследований в рамках позитивной психологии. В последние годы разрабатывает вопросы практики психологической помощи, личностного развития.

Также Д.А. Леонтьев – автор ряда психодиагностических методик. Сегодня мы поподробнее остановимся на одной из них.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д.А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

И мы предлагаем вам прямо сейчас его пройти: https://psytests.org/exist/tso-run.html

Это займет не более 5 минут. Отвечайте на вопросы, не задумываясь.

Как вы уже поняли, тема смыслов в той или иной их форме – лейтмотив научной деятельности Дмитрия Алексеевича.

Как вы думаете, достижение счастья/успеха можно назвать смыслом жизни? А успех приносит человеку счастье?

В связи с этим интересны попытки психологов определить источники переживания СЧАСТЬЯ.

Вашему вниманию предлагается видео, в котором Леонтьев высказывает свои мысли по этому поводу: https://www.youtube.com/watch?v=oPDV5wgLCi8

Д.А. Леонтьев выделяет два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Именно за счет внутренней мотивации, по мнению автора, человек может достигнуть успеха.

И в связи с этим можно сделать вывод. Мы становимся счастливыми только когда мы делаем то, что нам самим нужно и важно, что для нас имеет смысл.

Поэтому, наш совет – прислушиваться к себе, своему внутреннему голосу и стремиться найти свое призвание и путь в жизни, ведь это и есть ключ к настоящему счастью. И, конечно, эта дорога может быть особенно приятной, если она проходит в стенах родного ОмГПУ.

Материал подготовлен Викторией Серяниной и Алиной Капициной. Научный руководитель: кандидат психологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологии Ирины Валерьевны Казаковой