Русский Север в Первую Мировую. А, может немецкие подводники все выдумали? U-75

267 прочитали

В прошлой статье мы выяснили, что по немецким данным, их подводные заградители U-75 и U-76 выходя с базы на о. Гельголланд, действовали в западной части Баренцева моря. (Некоторые иссследователи пишут о том, что они заходили даже в Белое море). А, эффект-то был?

Начнем с действий U-75, ее биография была более... "насыщенной". Итак...

U-75

В прошлой статье мы выяснили, что по немецким данным, их подводные заградители U-75 и U-76 выходя с базы на о. Гельголланд, действовали в западной части Баренцева моря.

1-й рейс 24 мая -5 июня 1916 года район Оркнейских островов. Казалось бы, что можно сделать с помощью тридцати с небольшим мин?. Но есть нюанс: мины были выставлены на входе в британскую морскую базу Скаппа-Флоу.

В прошлой статье мы выяснили, что по немецким данным, их подводные заградители U-75 и U-76 выходя с базы на о. Гельголланд, действовали в западной части Баренцева моря.-2

5 июня 1916 года в райне минного заграждения, поставленного подводной лодкой, подорвался на мине и затонул английский броненосный крейсер "Hampshire" 1903 года постройки. И все бы ничего, и крейсер был уже не самым новым, но...

Водоизмещение: 10 850 т нормальное Длина: 144,32 м / Ширина: 20,88 м / Осадка: 7,32 м
Бронирование: главный пояс: 51—152 мм / палуба: 20-51 мм, Мощность: 21 508 л.с. / Скорость хода: 23 узлов полная Экипаж: 655 Артиллерия: 4 × 1 — 190-мм/50 // 6 × 1 — 152-мм/45 // 2 × 1 — 76-мм // 18 × 1 — 47-мм Минно-торпедное вооружение: 2 × 1 — 457-мм ТА
Водоизмещение: 10 850 т нормальное Длина: 144,32 м / Ширина: 20,88 м / Осадка: 7,32 м Бронирование: главный пояс: 51—152 мм / палуба: 20-51 мм, Мощность: 21 508 л.с. / Скорость хода: 23 узлов полная Экипаж: 655 Артиллерия: 4 × 1 — 190-мм/50 // 6 × 1 — 152-мм/45 // 2 × 1 — 76-мм // 18 × 1 — 47-мм Минно-торпедное вооружение: 2 × 1 — 457-мм ТА

На борту крейсера находился лорд Китченер. Кто это? Это был достаточно интенресный человек. Китченера называют в числе вероятных прообразов Старшего Брата — персонажа романа Джорджа Оруэлла «1984».

В годы Первой мировой войны с 6 августа 1914 года был военным министром Великобритании. В связи с ухудшением ситуации на Восточном фронте возникла необходимость встречи высшего военного руководства Великобритании и России. 14 мая 1916 было получено официальное приглашение лоруд Китченеру от Николая II. 5 июня 1916 года Китченер отплыл из Скапа-Флоу в Архангельск с визитом в Россию на крейсере «Хэмпшир». Но...

Из 700 человек спаслись только 12, и Китченера среди них не было. Случайность? Может быть, но как-то очень уж "удачно" все совпало. Злые языки говорили, что виновницей гибели была императрица Александра Фёдоровна, которая сообщила кайзеру Вильгельму о поездке военного министра Великобритании в Россию. Но это все злые языки (у нас их всегда много было).

Англичане начали тралить заграждение, но, 22 июня 1916 года на минах, поставленных подводной лодкой, подорвался и затонул английский тральщик (бывший рыболов-дрифтер) "Laurel Crown" ("Лавровый венок"). Правда, кораблик, носящий это имя был совсем крошечным 81 тонна, по сути низкобортный катерок.

2-й боевой поход 23 июля - 17 августа 1916 года Баренцево море. Выставлено минное заграждение на подходе к порту Иоканьга.

7 августа в районе м. Городецкий в точке с координатами (67° 34'N, 41° 19'E) на минах погибли пароход "Ковда" и сопровождавший его английский тральщик (бывший траулер) "John High", водоизмещением 520 тонн.

"Ковда" это бывший немецкий пароход «Taurus» (1905 г. постройки), который В 1914 г. задержан в Кеми чинами пограничной стражи. Затоплен немецким экипажем, но поднят, и отремонтирован. Совершал плавания в порты Великобритании и Франции . В 1915 г. включен в состав партии траления, и в 1916 г. вооружен (1 – 75-мм и 2 47-мм орудия) и как посыльное судно включен в Дивизию траления ФСЛО. Пароход, вооруженный тремя пушками, подорвался на мине 25 июля 1916 года, следуя в Йокангу с грузами и новым моторным баркасом для партии траления. При взрыве погибли 3 матроса, остальной экипаж спасся на шлюпках (корабль был найден экспедицией в 2018 году).

20 сентября 1916 года на минах поставленных подводной лодкой подорвался и затонул английский пароход "Etton" 1905 года постройки, вместимостью 2831 брт, который шел с углем из Барри-Порта в Архангельск. Координаты те же, что исключает ошибку.

3-й боевой поход 2-30 ноября 1916 года. Пролив Скагеррак меду Данией и Скандинавией. Ощущение такое, что немцы взяли курс на террор против нейтралов.

16 ноября из надводного положения артиллерией потоплен датский транспорт "Fenja" тоннажом 433 брт.

22 ноября в надводном положении лодка остановила и захватила как приз шведский транспорт "Reserv" тоннажом 1700 брт (возвращен судовладельцу через два месяца).

22 ноября в надводном положении лодка лодка расстреляла шведский транспорт "Arthur" тоннажом 1462 брт. Самое интересное, что кроме случая с "Резервом", досмотр не проводился (во всяком случае, немцы о нем не пишут).

4-й боевой поход а 28 марта -22 апреля 1917 года. Опять Баренцево море.

Выставлены мины, но лодка этим не ограничилась.

9 апреля лодка из подводного положения атаковала транспорт в районе о. Седловатый (на подходе к Александровску на Мурмане, ныне Полярный). Потоплен пароход, который был построен в 1905 году под именем Angelica Zum Bach, потом, в 1909 году он был переименован в Hans Leonhardt (порт приписки Гамбург), том он был захвачен англичанами и преименован в "Hansley". Англичане передали транспорт русским, после чего он стал называться "Ганслей" (вместимость1273 брт, водоизмещение 2,8 тыс. т).

14 апреля на минах поставленных подводной лодкой подорвался английский тральщик "Arctic Prince" (водоизмещение 320 тонн)

5-й боевой поход 29 мая-18 июня 1917 года. Атлантика. Обстреляно какое-то судно (11 июня), но более результаты не наблюдались.

7 июля 1917 года, предположительно, на минах поставленных подводной лодкой подорвался шведский транспорт "Lisa" (1577 брт).

6-й боевой поход 5- 25 августа 1917 года. Район Шетландских и Гебридских островов. 12 авгутса выставлены мины

16 августа торпедой в районе Гебрид был потоплен английский транспорт "Palatine" тоннажом 2110 брт

19 августа был расстрелян из надводного положения норвежский транспорт "Solglimt" (без досмотра)

3 сентября 1917 года на минах поставленных подводной лодкой подорвался и затонул английский транспорт "Treverbyn" (4163 брт).

7-й боевой поход 9-25 октября 1917 года. Северное море.

22 ноября 1917 года на минах поставленных подводной лодкой подорвался и затонул английский транспорт "King Idwal" тоннажом 3631 брт.

10 декабря 1917 года на минах поставленных подводной лодкой подорвался и был повреждён английский транспорт "Aureole" тоннажом 3998 брт.

8-й поход стал для лодки последним.

Подытоживая действия лодки U-75, можно сказать, что она подбиралась ко входу в Белое море, но действовала в Баренцевом, причем действовала достаточно эффективно (особенно на первых порах).