Троице-Сергиева лавра 1380 год.
Воевода, словно лев, прорываясь сквозь вражеские ряды басурман и уничтожая всё на своем пути. Его сила поражала, его рука в бою мчится, как молния на небесах. От ярости его дрожала земля, и татары бежали в страхе перед ним.
— Пересвет, вот ты где, везде тебя ищу. — прервал воспоминание монаха, Ослябя. — отец Сергий хочет тебя видеть.
— Тогда поспешим, Ослябя, не будем заставлять его ждать.
Недалеко от Лавры, в плотной зелени леса тихо стояла маленькая сторожка. Скромное строение, обросшее плющом, будто спряталось от глаз посторонних. Вокруг царила тишина, лишь шелест листьев и пение птиц нарушали покойное умиротворение этого места.
На скамейке перед сторожкой уединенно сидел преподобный отец Сергий. Его мудрый взгляд устремлен был в глубину леса, словно он общался с природой и духами этого места.
— Благослови, Отче, - сказал с почтением монах поцеловав руку святому старцу. Отец Сергий, тут же поднял свою благодатную руку и перекрестив его молвил: — Присаживайся брат Пересвет, разговор есть. — Великий князь к нам едет, битва предстоит серьезная, до селе невиданная.
— Отче, какая битва? и как же я могу снова взяться за оружие? — взволнованно спросил монах. — Я и в монастырь от брани ушел, постриг принял, чтобы никогда больше не видеть и не держать его. Эх железо, железо не спрятаться мне от тебя. — печально промолвил Пересвет.
— В ноже ли зло? — спросил отец. — Мы хлеб им нарезаем, но этим же ножом в безумстве гнева кровь людскую проливаем. Да, Господь сказал «не убий», но он же сказал: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Когда враг угрожает тебе лично, можешь и стерпеть. Но когда враг угрожает родным и близким, то долг твой — взять оружие в руки и защитить.
Приезд князя Дмитрия Ивановича к отцу Сергию
По прибытии к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, князь Дмитрий был встречен с большим почтением и радостью. Он ступил на землю святой обители с умиротворением в сердце и глубоким почтением к отцу Сергию.
Князь Дмитрий, склонив голову, обратился к святому старцу с просьбой благословить его. Старец осенил князя крестным знамением и пригласил его в свою обитель. Там князь поделился со старцем своими мыслями о государственных делах.
— Отче, беда надвигается на Русь: безбожный царь Мамай ведёт огромное войско свое. С ним все ордынские князья, вся татарская сила. Кроме того, он нанял бесермен, армян, черкасов, ясов и буртасов. — в рифму сказал князь. — Да еще поганый князь литовский Ягайло Ольгердович со своей силою ляцкой, и с ними заодно Олег Иванович, князь рязанский.
Тогда было утро воскресенья, началась служба, в память святых мучеников Флора и Лавра.
— Литургию послушать надобно княже. — молвил старец.
— Отче, враг уже рядом, медлить нельзя, благослови на ратный бой и отпусти меня. — взволновано сказал князь.
И ответил ему преподобный старец:
— Это твое промедление двойной для тебя помощью обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся. — Пойди, княже, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником. — и добавил ему тихо: — Победишь, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш.
— Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь.
Старец тут же велел братьям собираться, выдал им схиму монашескую и дал указ надеть схиму вместо доспехов, после сказал:
— Вот тебе мои воины, а твои избранники, — а им сказал: — Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными супостатами. — И осенив крестным знамением все войско великого князя, благословил их.
Великий князь был очень рад, но никому не рассказал о том, что услышал от преподобного Сергия. Он отправился в поход, радуясь благословению святого старца, словно получил бесценное сокровище..
Верил князь всем сердцем, что человеколюбивый Бог спасет и освободит род христианский от рабства татарского, от нечестивого Мамая, от Ягайло и Олега Рязанского, предателя веры православной.
Русский стан под Коломной
И вот небо над Коломной наполнилось колокольным звуком, когда князь великий Дмитрий Иванович медленно, но решительно двигался по дороге, словно несущий в себе силу и величие великих предков. За ним шли русские сыны, готовые биться и умирать за честь и славу своего князя.
Город был украшен животворящими крестами и святыми иконами. Архиепископ Геронтий, окружённый своим духовенством, приветствовал великого князя, освятив его крестным знамением. Он воззвал к Богу, прося благословения и защиты на этом нелёгком пути, который предстоял великому князю во славу Руси.
Русские воины вступили на широкие поля под Коломной. Дмитрий Иванович собрал огромное войско, в котором были воины со всех уголков земли русской. Были богатыри с Владимира, да и брат Дмитрия, князь Владимир, пришел с Серпухова. Все они приехали, чтобы сразиться с врагом, и количество воинов было настолько велико, что никто не мог охватить взглядом всю рать великого князя.
Князь же великий, поднявшись на возвышенность вместе с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, увидел великое множество хорошо вооружённых воинов, обрадовался. Он назначил военачальников для каждого полка.
— Если же кто пойдет по Рязанской земле, не коснитесь ни единого волоса! — дал указания воеводам князь. А брату своему, князю Владимиру, сказал: — Поспешим, брат, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам, и не отвернем лица своего от наглости их, а если, брат, и смерть нам суждена, то не без пользы, не без смысла для нас эта смерть, но в жизнь вечную!
Тем временем где то в Рязани.
В то же самое время князь Олег Рязанский узнал, что великий князь собрал большое войско и идёт навстречу безбожному царю Мамаю. И засуетился супостат, забегал с места на место, поговаривая:
— Если бы я только мог послать весточку об этой беде Ольгерду Литовскому и узнать его мнение, но как мне это сделать? Все пути перекрыты. Что делать, что делать? — в истерике бегал поганец. — Я всегда считал, что русские побоятся идти против царя басурманского. Но теперь я не понимаю, как такое возможно? И откуда у князя появилась такая сила, что он смог выступить против нас троих?
Бояре ответили князю Олегу Рязанскому: — Княже, нам кое-что сообщили из Москвы, но мы побоялись вам рассказать. В вотчине князя близ Москвы живёт монах Сергий, с молитвою сильною, очень проницательный человек. Князя сверх меры вооружил и дал ему двух схимонахов своих, сила грозная, сам Господь им помогает.
Услышав это, князь Олег Рязанский испугался и рассердился на своих бояр: — Почему вы мне раньше не доложили, олухи? Тогда я мог бы послать к нечестивому царю, умолить его, и никакого зла бы не случилось! Горе мне, о горе мне, я потерял разум. Ой дураааак. Что делать, что делать?» — в панике рассуждал Олег. — Еще этот старец будет помогать им молитвой своей. Придумал! — радостно с прихрюкиванием воскликнул Олежа. — «Кому из них Господь поможет, к тому и я присоединюсь!»
Форсирование дона русскими.
В то время Мамай собрал своё войско за Доном и готовился к битве. Правда, он ещё от Тохтамыша не отошёл, орда его оскудела, пришлось прибегать к наемникам.
Князь же великий подошёл к реке Дону за два дня до Рождества святой Богородицы. И накануне битвы получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. Отец Сергий написал князю, что Бог и святая Богородица помогут ему в битве с татарами.
На военном совете было принято решение, как можно скорее перейти Дон, и забайтить спровоцировать Мамая на битву, чтобы супостат не успел объединить свои силы с союзниками.
И вот перешли русские реку Дон, после чего сожгли все мосты. Все пути назад нету. В пререди только боль, страх и скрежет зубов.
И вот встретились две силы могучие. Православная рать и войско басурман. Князь Дмитрий объезжал войска, чтобы поднять боевой дух. Мамай же сидел на самодельном троне и пил вино из золотого кубка.
Хитрый князь распорядился организовать в лесу засадный полк из тяжёлой конницы. Бойцам приказали не вступать в сражение сразу, а выжидать. В нужный момент они должны были неожиданно атаковать и прорвать татарский фланг.
Поединок Пересвета и Челубея
Внезапно раздался громкий смех, который разнёсся по всей округе. Это смеялся татарский богатырь Челубей. Он принялся бегать вдоль православной рати, издавая презрительный смех и насмешки, которые только разжигали огонь в его сердце.
— И это русская армия? Это все на что вы способны? — истерически кричал татарин. — Кто посмеет выйти против меня, Челубея, великого воина?
И вот из рядов русского войска выехал монах Александр Пересвет. Он восседал на коне, держа в руках копьё, и с презрением смотрел на дикого татарина.
— Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. — молвил монах, перекрестился, и двинулся в сторону татарина.
И вот, словно ураган, они бросились на друг друга, летя по полю так стремительно, что за ними осталась лишь облако пыли, вихри которой словно мистические знаки возвещали о надвигающемся столкновении двух непревзойденных воинов.
Противники наносят удары копьями друг по другу. Пересвет пробивает щит и кольчугу Челубея, но копье второго пронзает монаха. От удара русского богатыря Челубей замертво падает с седла, а Пересвет, смертельно раненный, остался в седле. Однако, когда его конь вернулся к русской армии, Пересвет упал с седла и скончался.
Увидев смерть, брат Ослябя с молитвою на устах ринулся на татар, за ним двинулась и вся армия. Две великие силы сошлись в жестокой битве. Войско было настолько многочисленным, что занимало поле на протяжении десяти вёрст. Это была одна из самых масштабных битв в истории русских князей.
Их мечи сверкали на солнце, отражая сияние крови и огня. Ослябя искусно перемещался по полю боя, повергая всех, кто осмеливался встать у него на пути. Его мастерство в бою было настолько исключительным, что одно только упоминание его имени вселяло страх в сердца врагов ещё до того, как они видели его лицо.
Князь Дмитрий сражался не хуже. Его белый конь нес его через поле боя,пробивая ряды басурман, словно Бог войны, его меч корал всех и вся на своем пути.
Сражение продолжалось с шестого до девятого часа. Обе стороны понесли огромные потери. Кровь лилась рекой, словно дождь из тучи. Бесчисленное множество воинов пало с обеих сторон.
Но тут русские делают ход конём. Внезапно из-за леса выбегает конный засадный отряд и клином пробивает фланг татар, от такой прыти татары растерялись и начали пятиться назад. Тут и начали русские глумить татар, не щадя живота своего.
Молитва Сергия Радонежского
Тем временем в самый разгар сражения, в своем обители, преподобный Сергий творил непрерывную молитву Богу, о победе православных христиан. Литургия была на столько живая, будто сам Сергий принимал участие в сражении, было такое чувство, что телом он в обители а духом на поле брани.
И Господь услышал горячую молитву старца. благочестивые и не очень видели, как ангелы помогали христианам в битве с врагами. Среди них были и святые воины Борис и Глеб, известные князья. А также Архистратиг Михаил.
А Мамай, видя происходящее, в страхе затрепетав и громко воскликнув: «Велик Бог христианский и велика сила его!», в тот же час, бросив кубок с вином, бежал с поля боя в великом ужасе, а за ним и весь его сброд. И гнали пинками русские басурман до самой реки Мечи.
Но тут происходит что-то невообразимое: «эстонская» армия во главе с поганцем Ягайло Ольгердовичем пришла на войну. Увидели происходящее, почесали репу, развернулись и ушли восвояси. Подумаешь, не успели. А Олег Рязанский так и не принял никаких серьезных решений. Понял он, что с русскими Бог.
В тот день много русских было убито татарами, а также татары понесли большие потери от русских. Трупы лежали вперемешку, и невозможно было понять, где заканчивается один воин и начинается другой. Поистине страшное зрелище.
Многие великие войны отдали свою жизнь, за други своя. В том числе и два святых брата Пересвет и Ослябя.
Статья носит исключительно развлекательный характер и не претендует на историческую достоверность, некоторые моменты могут быть плодом больной фантазии автора.
Спасибо за внимание
telegram: https://t.me/odin_tip33