Найти тему
Вперёд к коммунизму!

100 лет Донатасу Банионису

«Солярис», «Мёртвый сезон», «Никто не хотел умирать», «Флоризель», «Мак-Кинли»…

А была ещё и «Территория» – первая экранизация знаменитого романа Олега Куваева (1978, режиссёр Александр Сурин).

Вторую экранизацию (2014, режиссёр Александр Мельник) не воспринимаю совсем. Всё перековеркано, всё поставлено с ног на голову, от Куваева не осталось ничего, кроме названия. Единственное, за что благодарен авторам фильма, – за само привлечение внимания к фамилии «Куваев». Выходит кино – сразу появляется повод переиздать книгу. Даже неудачное кино подогревает интерес к литературному первоисточнику. Не в восторге от обложек с лицами актёров, но текст-то под обложкой – оригинальный, настоящий, первородный.

Первую экранизацию шедевром тоже не назвать (Куваеву вообще не очень везло с экранизациями). Но всё-таки первая «Территория», суринская, была, что ли, честнее по отношению к материалу и зрителю. Лица были настоящими, не такими гламурными, как в новом кино. И Чинков по прозвищу Будда был там настоящим. Банионису в образе Будды веришь полностью. Да, это он, «грациозный бегемот», который «вламывался в работу, как танк в берёзки». Лавроненко из второй экранизации, при всём уважении, – не Будда, другой типаж.

Баниониса часто озвучивал Демьяненко. Едва ли не единственный раз, где он в кино говорит своим голосом, – маленькая роль в «Берегись автомобиля» (пастор, покупающий угнанную «Волгу» и расплачивающийся рублёвыми бумажками). Но самый выразительный голос у него, по-моему, – в «Солярисе», где его озвучил Заманский.

Член ЦК Компартии Литвы, депутат Верховного Совета СССР. Уже после ухода актёра из жизни появились публикации о ещё одной его роли – тайной: агента КГБ с псевдонимом «Бронюс». Что ж, если так, можно только порадоваться за хороший вкус людей с Лубянки. Не Конон ли Молодый, консультировавший авторов «Мёртвого сезона», привлёк Баниониса к сотрудничеству?

Вася АВЧЕНКО