260,8K подписчиков

Битва за Берлин: последний день рядового Ивана Семихина

6,2K прочитали

1 мая 1945 года. Пять дней назад гвардии рядовой Иван Семихин вошел в Берлин с востока, форсировав Шпрее с 47-й гвардейской дивизией. Всего лишь 5 дней назад, а Ивану кажется, что в этом лабиринте смерти прошла вечность.

Две недели назад его рота начала штурм Берлина с Зееловских высот. Две недели назад в его роте было 80 бойцов, а сейчас лишь десять. Две недели подряд Ивану Семихину везло. Каждый день Семихин штурмовал какой-то дом, бежал вперед и назад, полз по подвалам и горящим улицам, обдирая кожу в кровь. Кидал гранаты и отбрасывал чужие.

И каждый день Иван смотрел в тускнеющие глаза товарищей. Никто в его роте не хотел умирать в последние дни войны, мечтал увидеть победу, маму, жену, брата, детей. И каждый день Семихин видел в этих тускнеющих глазах как улетают мечты, в никуда. Непрозвеневший смех, неполученный поцелуй, неприжатая к руке щека, непролитая слеза...

1 мая 1945 года. Пять дней назад гвардии рядовой Иван Семихин вошел в Берлин с востока, форсировав Шпрее с 47-й гвардейской дивизией.

Непрожитые жизни улетали в никуда. И оттого, было сейчас Ивану особенно страшно. Ведь он тоже не хотел умирать в последние дни войны. Но Семихин закрывал мертвым глаза, брал ППШ и шел под пули, потому что был должен, потому что они умерли за него.

Рассвет берлинского Первомая остатки гвардейского батальона встречали, словно во сне. Смертельно уставшие бойцы, черные как черти, спали прямо на улице. Семихин проснулся на куске разбитой двери и смотрел как остатки батальона, сведенные в одну роту из-за потерь, просыпаются и готовятся к новому дню войны.

1 мая 1945 года. Пять дней назад гвардии рядовой Иван Семихин вошел в Берлин с востока, форсировав Шпрее с 47-й гвардейской дивизией.-2

Семихин оказался в самом центре Берлина, в Тиргартене, последнем секторе немецкой обороны. Но уже сутки батальон Семихина топчется на месте, не в силах продвинуться под убойным обстрелом в парк. Огромная неуязвимая башня ПВО Тиргартена прямо перед гвардейским стрелковым полком в несколько этажей высотой уничтожала советские танки и артиллерию, не позволяя орудиям выкурить немцев с щелей и открыть дорогу пехоте.

О том, что Гитлер покончил с собой и уже прошли первые переговоры, никто конечно не знал, для бойцов это был просто очередной день крови и смерти. Семихин вбил нож в крышку разогретой банки тушенки и отправляя куски мяса в рот, наблюдал как 203-мм снаряды тяжелой гаубичной артиллерии безуспешно пытаются проломить двухметровые стены башни ПВО.

Башня ПВО в Тиргартене
Башня ПВО в Тиргартене

"Семихин смотри, пока ты спал, те на голову летун прилетел!" - весело крикнул Король, огнеметчик из Минска с самой королевской фамилией на свете. Иван поднял голову, прямо над ним на длинной балке развороченной крыши дома качался на парашюте мертвый немец. На нем пятнистый камуфляж люфтваффе, на шее десантный автомат FG-42, и включенный фонарь на груди поблескивал Ивану красным глазом.

Таких немцев советские бойцы прозвали "летунами", потому что каждую ночь вплоть до 2 мая 1945 года немецкие самолеты сбрасывали немецких десантников на Берлин вместе с боеприпасами, пытаясь помочь окруженному гарнизону. Их убивали или они разбивались, и качались вот так, на крышах Берлина по утрам.

Команда выдвигаться. Полку приказано вновь попытаться атаковать зоопарк и парк, окружить башню ПВО в Тиргартене, лишить ее подкреплений и заставить сдаться. Батальон двинулся вперед, из развалин показались пушки и артиллеристы катят их на руках, чтобы бить по немцам прямой наводкой. По бронещитам щёлкают пули снайперов и пушкари падают, заливая мостовую кровью. Но орудия все равно открывают огонь, чтобы помочь пехоте.

1 мая 1945 года. Пять дней назад гвардии рядовой Иван Семихин вошел в Берлин с востока, форсировав Шпрее с 47-й гвардейской дивизией.-4

А чумазая гвардейская сотня молча ускоряет шаг, с оружием наизготовку. В парк Тиргартена она пытается пробиться не в первый раз, кого сегодня из них убьет Берлин? Вдруг в небе что-то гудит, и бойцы поднимают головы. С севера в небе летит на Тиргартен десять красноносых Як-3.

Фюзеляжи истребителей покрыты рядами красных звезд воздушных побед, это Герои Советского Союза прилетели на Первомай приветствовать героев на земле. Як-3 выстроились ударной линией, но вместо ракет и бомб Иван Семихин видит, как летят вниз огромные красные полотнища на парашютах.

Гигантские Знамена алели в берлинском небе, медленно спускаясь к земле. И огромными белыми буквами было написано - "Победа!" Иван услышал вокруг нарастающий рёв "Ура!!", "Победа!!", все новые развалины, подвалы и кварталы присоединялись к единому, бесконечному крику советских солдат.

1 мая 1945 года. Пять дней назад гвардии рядовой Иван Семихин вошел в Берлин с востока, форсировав Шпрее с 47-й гвардейской дивизией.-5

Тысячами, десятками тысяч смертельно уставших, исцарапанных и обожженных глоток, кричал "Победа!" весь Берлин. И впервые за 3 года войны рядовой Семихин почувствовал, что, наверное, делает что-то великое и действительно важное. То, о чем будут говорить вечно. И это громадное и великое было намного важней и больше его собственной жизни.

Сердце Семихина заколотилось, дыхание перехватило от нахлынувших чувств. Иван тоже присоединился к этому всепоглощающему единому крику, хрипло закричал "УРА!!" и бросился в паутину мелькающих трассеров, визжащих пуль и осколков. Туда, где в пелене пыли и взрывающейся земли, исчезали бойцы...

ДАЛЬШЕ: глава 88 Штурм башни ПВО < (жми!)

Книга "Битва за Берлин", том 2. Опубликованные главы тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше