В 2024 году 28 апреля Пенелопа Крус празднует 50-й день рождения. Именинница за свою жизнь сыграла во многих нашумевших картинах, но самыми успешными и яркими для неё стали работы с любимым режиссёром и другом — Педро Альмадоваром.
Пенелопа всегда мечтала сняться в фильме Альмадовара, но не думала, что маэстро станет её близким другом, а она его музой. Актриса снялась в семи его полнометражных картинах и одной короткометражке.
Забавно, что первый звонок испанца застал Крус в душе. И она так сильно хотела с ним поработать, что приняла это за розыгрыш:
«Все мои близкие об этом знали. И когда от него, наконец, раздался звонок, я была в душе. Кто-то сказал мне, что звонит Альмодовар, но я посчитала это за шутку и даже не пошла к телефону».
К счастью, Альмодовар оказался настойчивым. И вскоре вышла их первая совместная работа.
«Живая плоть» (1997)
В этой картине Пенелопа сыграла вместе с будущим мужем Хавьером Бардемом. Крус досталась второстепенная, но напряжённая роль матери одного из главных героев. Она перевоплотилась в девушку по имени Изабелла, у которой начинаются преждевременные роды в автобусе. И на свет появляется мальчик Виктор. Радостное событие дарит им бесплатный проезд на мадридских автобусах до конца жизни. А дальше события начинают развиваться, спустя двадцать лет. И герой попадает в роковые пересечения с двумя полицейскими (одного из них и сыграл Бардем) и их жёнами.
«Всё о моей матери» (1999)
Альмодовар довольно плодовит в плане работы, и через два года испанский дуэт выдал вторую картину — «Всё о моей матери». Название выбрано неспроста: для Педро важен образ мамы, и все главные персонажи в картине — женщины. Альмадовар говорит, что посвятил фильм «...всем тем, кто хочет стать матерью и своей матери».
Пенелопа пока не на главных ролях. На этот раз она примеряет образ монахини по имени Роза, которая случайно знакомится с главной героиней Мануэлой. Позже сестра Роза беременеет от бывшего мужа Мануэлы и умирает при родах. Но малыш стирает обиды и недопонимания и даже побеждает неизлечимую болезнь. Мануэла, потерявшая единственного сына в автокатастрофе, забирает ребёнка и начинает жизнь с чистого листа.
«Всё о моей матери» встретили с оглушительным успехом: картина получила «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. Работу Альмадовара впервые отобрали в конкурсную программу в Каннах, и на фестивале Педро выбрали лучшим режиссёром.
«Возвращение» (2006)
Оригинальное название фильма Volver отсылает к знаменитому аргентинскому танго, которое прославил популярный актёр и музыкант Карлос Гардель. Картина стала особенной для Альмадовара, потому что он вновь начал снимать актрису Кармен Маура после 18-летней ссоры. Раньше она была его музой, но творческий дуэт распался после выхода фильма «Женщины на грани нервного срыва» (1988).
Тем временем маэстро описал состав фильма «Возвращение» так: «Бабушка, мать, дочь, призраки и танго». И в центре внимания — вновь Пенелопа, на этот раз в образе Раймунды, страстной и сильной натуры, которая держит на себе семью — мужа без работы и дочь-подростка по имени Паула. Раймунде и другим сильным женщинам из трёх поколений её семьи предстоит разобраться с тайнами прошлого, отделить живых от мёртвых и под переливы танго освоиться в суматошном Мадриде, перебравшись в столицу из провинциальной Ла-Манчи.
Очередная ода любви женщинам от испанского режиссёра. И яркая и темпераментная Пенелопа Крус в образе сильной, независимой, но всё же не железной красавицы.
«Разомкнутые объятия» (2009)
В этом фильме Альмадовар снял своего родного брата Августина, продюсера картины, в роли рабочего. А вот у Пенелопы Крус роль оказалась куда более значимой. Она — Магдалена или Лена, роковая первая любовь главного героя, именитого режиссёра Матео Бланко. Сейчас он слеп и ведёт размеренный образ жизни. Теперь его зовут Гарри, и он не любит вспоминать аварию, которая лишила его зрения и драгоценной Лены. Но неожиданная встреча с сыном миллионера Эрнесто Мартеля заставляет его вспомнить то время.
История разворачивается в разных временных отрезках. И мы узнаём, что Лена была секретаршей Гарри и попросила у него деньги для оплаты счетов больного отца. Между ними вспыхивает страсть, Лена и Гарри становятся любовниками, а затем она получает роль в его фильме «Девушки и чемоданы». Съёмки оплачивает тот самый Мартель, он собственнически ревнует Лену и закатывает ей сцену. Когда красавица грозит расставанием, он сбрасывает её с лестницы. Хотя Лена не выдаёт его полиции, Мартель продолжает изводить бывшую возлюбленную и преследует героев: погоня обрывается той самой роковой аварией.
«Боль и слава» (2019)
Эта картина оказалась автобиографичной для Педро Альмадовара. В центре сюжета обласканный славой и признанием критиков, режиссёр Сальвадор Майо (Антонио Бандерас). Его жизнь проходит в одиночестве и сопряжена с болью: маэстро горстями пьёт болеутоляющее и, на фоне дня сурка, погружается в прошлое.
Сальвадор вспоминает, как с родителями приехал в Патерну в провинции Валенсия в поисках лучшей доли. Муза режиссёра, Пенелопа, сыграла мать главного героя. Она стирает белье в окружении таких же матрон, опекает сына, держа его за руку, и отправляет его петь в хоре. Где-то на заднем плане присутствует фигура отца, но очень смутно, и лишь в соприкосновении с фигурой матери, которая воспитывает и направляет мужа.
И всё же это редкий фильм Альмодовара, где на первом плане мужские персонажи. Сальвадор в лице Бандераса учится любить, дружить и отпускать людей. А позже, спустя много лет, просить прощения и восстанавливать разорванные связи.
«Боль и слава» стала первой испанской картиной, получившей номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм за 15 лет.
«Я очень возбуждён» (2013)
Альмадовар умеет дружить: «Я очень возбуждён» стал его пятым совместным фильмом с Пенелопой Крус. И седьмым — с Антонио Бандерасом. При этом испанская троица в таком составе встретилась на съёмочной площадке впервые. Признанные звезды Крус и Бандерас сыграли в эпизодических ролях — в лучших традициях иронии Педро.
Зато в фильме есть пасхалки для его муз. Самолёт, в котором разворачивается действие, назван Chavela Blanca — в честь подруги режиссёра Чавелы Варгас. При этом на крыле самолёта красуется надпись Pe — не только как сокращённое название авиакомпании Peninsula, но и как прозвище Пенелопы — Пе.
«Параллельные матери» (2021)
Ещё одна совместная работа с Альмадоваром, получившая название «Параллельные матери», вышла в российский прокат при поддержке «Радио 7». Фильм открывал 78-й Венецианский международный кинофестиваль и был номинирован на «Оскар» за саундтрек и лучшую женскую роль.
В драме, где Альмадовар отвечал за режиссуру и сценарий, сталкиваются судьбы двух женщин — юной, ещё не достигшей совершеннолетия Аны, и более зрелой Дженис. Обеим суждено стать матерями-одиночками для их девочек. И каждая из героинь не догадывается, что их жизни будут переплетаться, пока не соединятся навечно.
Фото: кадры из фильмов, Getty Images