Как закатилось солнце Бонапарта или Самая лучшая экранизация легендарного сражения

Фильм “Ватерлоо” 1970 г. Историческая драма.

Фильм “Ватерлоо” 1970 г. Историческая драма. Легендарная картина и классика мирового кинематографа, поставленная США, Великобританией, Италией и СССР, режиссёром которой был советский гений Сергей Бондарчук, которую автор данного отзыва смог целиком и полностью посмотреть только сейчас, в преддверии просмотра картины “Наполеон” от Ридли Скотта (уже мысленного готовлюсь к шляпе и клюкве), но не будем пока о грустном. Пока вернёмся в те недалёкие времена, когда автор данного отзыв был молод, глуп и не знал ещё жизни как таковой, и ещё работал в сети магазинов “Союз”, и очень часто видел DVD диск с данной картиной, но всё никак не решался её посмотреть (хотя он уже тогда очень любил исторические картины). Теперь он думает, что зря не оценил данную картину ещё тогда. Но, как говориться “лучше поздно, чем никогда”, посему вот вам краткое мнение – Самая лучшая экранизация легендарного сражения. В картине нашлись как достоинства (которые очевидны, но о них стоит рассказать), так и недостатки (хоть и портят впечатление от просмотра, но и их стоит упомянуть). А на этом следует закончить данное вступление и перейти к разбору.
Итак, достоинства:
1. Битва при Ватерлоо – картина называется “Ватерлоо”, и данная битва занимает в ней большую часть. Зрителю покажут небольшую предысторию и в красках и эмоционально покажут саму битву, которая стала для великого Наполеона концом карьеры, как военной, так и политической. Сто дней завершились. Причём создатели не погрешили против истории, и достаточно подробно показали само сражение. После “Войны и мира” именно Сергей Бондарчук мог снять настолько масштабное батальное кино, которое и сейчас вызывает искреннее восхищение и уважение за столь качественную проделанную работу. Отлично показаны манёвры войск, кульминационные моменты сражения, основных её героев, при этом рассмотрены подробно обе стороны. В кино больше никто (да, наверное, уже и никогда) так не сможет показать это сражение, как это сделал Сергей Бондарчук здесь. Моё почтение мастерам прошлого.
2. Костюмы и декорации – тут снова стоит воздать похвалу, но в этот раз костюмерам и тем специалистам, которые подбирали местность для сьёмок и здания, ибо выглядит всё это настолько аутентично, что зритель буквально переноситься в то время и как будто находиться в центре тех исторических событий. А массовки здесь, просто море. В самой битве участвует как минимум несколько сотен человек, а если мы берём панорамные кадры- так там их и того больше. И всех их можно отличить (правда не показали голландскую армию, что сражалась вместе с британскими войсками герцога Веллингтона).
3. Атмосфера – костюмы, декорации, великолепная музыка итальянского композитора Нино Ротта (“Крёстный отец”), актёрские работы знаменитостей мирового масштаба, хорошо прописанные персонажи – всё это отлично погружает зрителя в ту неспокойную эпоху. Картину смотришь не отрываясь. Это дорогого стоит (особенно сейчас, в век Второй Корпорации Зла).
4. Актёрские работы – Кристофер Пламмер, Орсон Уэллс, Джек Хокинс, Серго Закариадзе, Евгений Самойлов, Владимир Дружников, Олег Видов и так далее. Если будем перечислять всех, а ещё вместе с фильмографиями, то отзыв получиться очень даже большим. Каждый из этих актёров - это само по себе величина, а тут они сошлись в одной картине, поэтому за актёрскую игру можете не переживать.
Итак, недостатки:
1. Род Стайгер в роли Наполеона – несмотря на всю эмоциональность и саму харизму актёра (и его мастерство в профессии), но на данную роль он не подходит. Уж простите автора данного отзыва, но слегка полноватый Род не походит на Наполеона того времени. Посмотрите портреты, почитайте воспоминания современников тех событий. Ну не похож он никак. Сразу видно, что это актёр, играющий Наполеона.
2. Затянутые и лишние сцены – их можно было сократить (первые минут тридцать) и оставить хронометраж для сражения. Или показать, например, хотя бы кратко битву при Карт-Бра (в которой Наполеон смог оттеснить армию Веллингтона к Ватерлоо, но не разгромить её) и битву при Линьи (в которой Наполеон сумел разбить прусскую армию фельдмаршала Блюхера, но которая сумела уйти от него, что ему аукнется уже при Ватерлоо). Об этих сражениях только упоминают, хотя в контексте Ватерлоо они крайне важны.
3. Поведение герцога Веллингтона – напыщенный аристократ, открыто и не стесняясь никого порицает солдатскую “чернь” за их происхождение. Автору данного отзыва вообще стоит говорить, что реальный герцог Веллингтон никогда бы не посмел себе такое сделать, тем более в этой ситуации и зная, что его армия на треть состоит из новобранцев и голландских союзников и прекрасно зная про силу и дисциплину армии Наполеона? В общем тут или сам Кристофер Пламмер или режиссёр Сергей Бондарчук внесли своё “видение”, и это не пошло на пользу картине.
Ещё Наполеон в картине “опасается” Веллингтона (что было полным бредом, так как они в бою до 1815 года не встречались), а в качестве главного противника видит Австрию (что смешно, ведь угрозу для него тогда представляла Россия и Англия, ведь у первой - лучшая армия в Европе, а у второй – лучший в мире флот).
Тем не менее, несмотря на огромные усилия и очень большой по тем временам бюджет (двадцать пять миллионов франклинов в ценах конца шестидесятых годов), картина с треском провалилась в прокате. Уж не знаю по какой причине. Для автора данного отзыва люди – очень странные создания. Он их порой не понимает. Ну, случилось что случилось. И хоть коммерческого успеха картина не имела, зато спустя время обрела культовый статус и теперь заслуженно находиться в копилке “Классики мирового кинематографа”.
Оценка 9 из 10 и рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!