Найти тему
Не хлебом единым

Единственная, кого Иисус Христос наказал при Своей земной жизни...

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, в вербное воскресенье, храмы полны людей как на Пасху. Но уже завтра (в первую очередь по причине рабочей недели) будут пусты. Но цветочная тема недели ваий продолжается. Слова Господа обращены к смоковнице (инжирное дерево). Давайте прочитаем Евангелие:

"Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите."

Фото автора
Фото автора

Думаю, что ни одну меня в этом поступке Спасителя смущало то, что Он иссушил не просто дерево, но дерево, которое, как читаем у евангелиста Марка, еще не должно было плодоносить: "и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв.

(Мк.11:13)".

Святые отцы единогласны в объяснении этого отрывка: иссушение смоковницы было единственной карой, которое Иисус Христос совершил в Своей земной жизни. Он пришел как Спаситель и Исцелитель, но накануне Своих страданий показал ученикам (народа рядом с ними не было), что Он может покарать Своих распинателей, что имеет на это силу и власть, но не делает этого по причине Своего человеколюбия.

Почему же именно смоковница? Это дерево мы встречаем в Писании не раз. Первый раз мы видим его в книге Бытия после грехопадения наших прародителей: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания"(Быт.3:7).

Блаженный Иероним Стридонский

"И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетований, предания фарисеев, хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины."

Итак, большинство отцов видят в смоковнице синагогу с фарисеями и саддукеями, которые к пришествию Христову уже исказили Закон, данный Моисею.

"Ибо так следует понимать слова: Возвращаясь, увидел при дороге смоковницу, листья только имеющую (Мф. 21:18; Мк. 11:13), то есть, <...> Он приказал, чтобы истина более не скрывалась под владычеством образов закона, - что и случилось, как показал ход вещей, когда совершенно высохло законное велелепие, имевшее свое бытие только в одних внешних формах, и с ним угасла спесь иудеев. Ибо было неразумным и неблаговременным, чтобы после того, как явно обнаружилась истина плодов правды, служение закону обманчиво возбуждало аппетит тех, кто совершает путь настоящей жизни, побуждая их оставить съедобное благоплодие Слова. Поэтому Писание и гласит: не время было собирания смокв (Мк. 11:13), то есть время, в которое властвовал над естеством человеческим закон, не было временем плодов правды, но изображало, как тень, плоды правды и как бы указывало на будущую спасительную для всех божественную и неизреченную благодать, не достигнув которой погиб через неверие ветхий народ. Ибо божественный Апостол говорит: Израиль, искавший закона праведности, то есть закона, данного в тени и образах, не достиг до закона праведности (Рим. 9:31), то есть не достиг совершенного закона в духе по Христу". (Преподобный Максим Исповедник)

Итак, Господь иссушает смоковницу, показывая и Свою власть и силу, и укрепляя учеников в вере: "Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет"(Мф.21:21). И ведь они действительно будут творить великие чудеса после Воскресения Христова и сошествия Святого Духа.

Ну а в отношении с еврейскими законниками и священниками: в Великий Понедельник Христос, прокляты смоковницу, окончательно разорвал с ними связь. И в дальнейшем мы узнаем, что будут евреи, уверовавшие в Него, но будут и отвергшие Его, и таковых будет гораздо больше.

По пророчеству Христа они лишатся и Храма, и даже страны. Почти 2000 лет народ-богоборец был изгнанником, но даже и сейчас, обретя страну, они продолжают проклинать Христа и ждать своего мессию, то есть антихриста... Но это уже совсем другая история.

Друзья, у меня есть расписание всей Страстной седмицы: в какой день что происходило, какие отрывки Писания читать, чтобы ничего не пропустить!