Дорогие друзья, думаю, что всем хорошо знакома пьеса Максима Горького " Васса Железнова", написанная в 1910 году. На сцене Малого театра в роли Вассы Железновой блистала народная артистка СССР Вера Пашенная. Снятый фильм-спектакль смотрела вся страна.
Режиссёр Глеб Панфилов в 1983 году снял художественный фильм по пьесе, где мы увидели другую Вассу Железнову, гениально сыгранную Инной Михайловной Чуриковой. Я до сих пор под впечатлением этого образа.
Самое интересное, что у Вассы Борисовны Железновой был прототип. И звали её Мария Капитоновна Кашина.
Как же сложилась её жизнь?
Чтобы понять историю семьи Кашиных надо начать с мужа. Михаил Матвеевич Кашин, родился в семье крепостного крестьянина. Его отец крестьянин Матвей Кашин скопил капитал и выкупил из крепостничества младшего сына – 13-летнего Михаила.
Михаил надежды отца оправдал. Вместе с товарищем он купил буксирный пароход «Манифест» и начал зарабатывать. Затем, продав свою долю компаньону, заказал в Перми собственный пассажирский пароход, который назвал в честь прадеда «Аввакум». Так началось самостоятельное дело Михаила Матвеевича.
Кашинский «Аввакум» ходил вверх по Волге от Нижнего до Пучежа и вниз – от Нижнего до лысковских Исад. Заходил «Аввакум» иногда и в костромскую Унжу.
Кашин работал за десятерых: он был и хозяином, и капитаном, и приказчиком. Он брал за проезд на пятак меньше, заходил на все причалы и всегда имел полную посадку. Успеху Кашина завидовали.
25 января 1874 года 37-летний ярославский купец Михаил Матвеевич Кашин обвенчался с дочерью вольного хлебопашца 19-летней Марией Капитоновной Кузнецовой. Теперь Кашины были связаны с Нижним Новгородом – там стояли их пристани и целая флотилия пароходов и буксиров, среди которых выделялась новенькая двухтрубная «Мария», названная в честь молодой жены.
Мария Капитоновна вникала во все дела мужа и помогала ему. Но главной задачей молодой жены было всё же рождение наследников своему 40-летнему супругу. С этим она справилась прекрасно: в семье Кашиных росли Вера, Анна, Михаил и Павел.
Когда именно счастье Кашиных расстроилось, понять трудно. Очевидно, оставив в прошлом труд за десятерых, Михаил Матвеевич заскучал от сытой жизни и пристрастился к вину и картам.
Есть версия, что Кашина намеренно спаивали, так как его подход в речных перевозках мешал конкурентам. Выскальзывающие из рук мужа бразды правления семейной компанией подхватывала деятельная Мария Капитоновна. Она была умна, расчётлива и постепенно взяла дело в свои руки.
Тем временем Михаил Матвеевич пристрастился к посещению публичных домов и в 1895 году 58-летний купец был уличён в растлении малолетней, то есть девушки до 14 лет. Согласно нормам уголовного права тех лет, растление исключало изнасилование, но наказывалось так же каторгой. Подробностей в архивах историки пока не находили, но нельзя исключать и версию оговора мешавшего кому-то купца. В официальных документах говорится, что Кашин скончался ещё до суда от «застарелой болезни». Учитывая ситуацию, редкое сердце могло выдержать такой позор.
В краеведческих материалах описывается и попытка убрать с чьей-то дороги Марию Капитоновну. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября ему велели убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. Крупин испугался греха и написал повинную.
Почти 18 лет вдова Мария Кашина умело вела дела: открывала новые речные линии, строила комфортабельные пароходы, арендовала дополнительные участки под пристани.
Кашинские пароходы бегали по Волге, Оке и Каме. А с открытием москворецких шлюзов открылась срочная товарная линия Нижний — Москва. Кашина держала низкие расценки на фрахт и легко обходила конкурентов. Мария Капитоновна не боялась переговоров, мастерски владела ситуацией, а за глаза её звали «Кашихой». По сути, она превзошла своего мужа в деле речных перевозок.
Мария Капитоновна не скупилась на благотворительность. Она делала взносы на содержание Речного училища, где учились её будущие капитаны и лоцманы.
Трудности у Марии Капитоновны начались в 1910 году. Частные пароходчики не выдерживали конкуренции с акционерными обществами и объединениями, продавали свои флотилии и искали себе другое прибыльное занятие. Кашина держалась на Волге до последнего. Она ждала помощи от детей – сыновья как раз закончили университеты, но у них не возникло желания стать пароходчиками. Наконец, Марию Капитоновну стало подводить здоровье, и она поняла, что её время уходит. Кашинский флот был продан в 1913 году Объединённой корпорации судовладельцев за 1,305 млн руб.
Мария Капитоновна умерла в сентябре 1916 года. Ей было всего в 61 год.
Вот такая она была, женщина-скала, королева огромного пароходного хозяйства на Волге.
Пишите, ваши впечатления мне важны, ✍🏻✍🏻🙏🏻🙂❤